Регистан (иран., буквально — место, покрытое песком, от peг — песок и стан — место; тадж. регистон), наименование парадных площадей в городах Среднего Востока. Наиболее известен Регистан (парадная площадь) в Самарканде — шедевр градостроительного искусства Средней Азии 15—17 вв. Первое архитектурное оформление самаркандского Регистан (парадная площадь) относится в основном к 1-й половине 15 в., когда квадратное пространство площади было обстроено по периметру группой монументальных зданий. На западной стороне в 1417—20 было сооружено медресе Улугбека — прямоугольное здание с 4-айванным двором, 2 этажами келий, обширными аудиториями и мечетью; по углам — минареты; с восточной стороны — громадный портал. Его стены почти сплошь покрыты богатейшим декором: орнаментальные мозаики из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики; мраморные панели. На восточной стороне в 1424 была воздвигнута ханака Улугбека, на сев. — в 1420-е гг. построен караван-сарай Мирзой, а на южной — в 1430-е гг. сооружены мечети Алике Кукельташа и Масджиди-Мукатта. В 1510-е гг. к Ю. от площади было выстроено медресе Абу-Саид-хана. Однако на протяжении 16 в. постройки Регистан (парадная площадь) пришли в упадок, часть зданий снесли и в 1-й половине 17 в. здесь были осуществлены большие перестройки. В 1619—1635/36 напротив медресе Улугбека, взамен ханаки, было воздвигнуто медресе Шир-Дор («Тигров имеющее», зодчий Лбул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас; см. илл.). Его стены отделаны цветными поливными кирпичиками, майоликовыми плитками и мозаикой из резной керамики. Над главной аркой на орнаментальном фоне помещено парное мозаичное изображение тигра (отсюда название), нападающего на лань, и лучистого солнца. В 1646/47 — 1659/60 на месте караван-сарая Мирзой было возведено медресе Тилля-Кари («Покрытое золотом»), снаружи также богато отделанное мозаикой, а в интерьере украшенное росписью с обильным применением золота (отсюда название). Эти пышно орнаментированные здания, ограничивающие пространство площади с 3 сторон, создают ансамбль благодаря использованию градостроительного приёма «кош» (медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шир-Дор), а также применению системы простых и чётких пропорциональных отношений. Величественное звучание ансамбля в значительной мере создаётся ритмом крупных форм составляющих его сооружений. Высокие, рационально организованные, насыщенные ярким декором здания Регистан (парадная площадь) эффектно выделялись на общем фоне низкой, тесной застройки города, утверждая его центр — узел схождения главных уличных артерий.
Медресе Улугбека в Самарканде. 15 в. План.
Регистан в Самарканде. Общий вид.
Лит.: Массон М. Е., Регистан и его медресе, Таш., 1926; Крюков К. С., Регистан. [Памятник архитектуры], 4 изд., Таш., 1970. См. также лит, при ст. Самарканд.