Рифма

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РИА
РИБ
РИВ
РИГ
РИД
РИЕ
РИЖ
РИЗ
РИЙ
РИК
РИЛ
РИМ
РИН
РИО
РИП
РИР
РИС
РИТ
РИУ
РИФ
РИХ
РИЦ
РИЧ
РИШ
РИЯ

Рифма (от греч. rhythmós — стройность, соразмерность), созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. В поэзии большинства народов Рифма располагается на концах стихов, однако встречаются регулярные начальные созвучия (например, начальные ассонансы в монгольской поэзии). В разное время и у разных народов к Рифма предъявлялись различные требования, поэтому единого универсального определения Рифма по звуковому составу быть не может: он зависит как от литературной традиции, так и от фонетического строя языка. Например, в русской поэзии основа Рифма — созвучие ударных гласных; в чешском же языке, в котором ударение всегда падает на начальный слог, созвучие последних слогов может не зависеть от места ударения.

  По месту ударения Рифма делятся на мужские — с ударением на последнем слоге (берегам — лучам), женские — с ударением на предпоследнем слоге (Руслана — романа), дактилические — с ударением на третьем от конца слоге (закованный — очарованный) и очень редкие гипердактилические (покрякивает — вскакивает) с большим количеством послеударных слогов (см. Клаузула). Взаимное расположение рифмующихся строк может быть различно. Основные способы рифмовки: смежная — по схеме аа бб... (Ворон к ворону летит,/ Ворон ворону кричит... — Пушкин); перекрёстная — абаб (Румяной зарею /Покрылся восток, /В селе за рекою/ Потух огонёк... — Пушкин); охватная, или опоясывающая, — абба (Уж подсыхает хмель на тыне. /За хуторами, на бакчах, /В нежарких солнечных лучах/ Краснеют бронзовые дыни... — Бунин). Эти способы рифмовки могут по-разному чередоваться и сплетаться. Стихотворения на одну Рифма — моноримы — редки в европейской поэзии, но широко распространены в поэзии Ближнего и Среднего Востока (см. Газель, Касыда, Рубаи). Определённое, повторяющееся расположение Рифма — один из признаков строфы.

  В русской поэзии Рифма ведёт происхождение от распространённого в фольклоре синтаксического параллелизма, благодаря которому на концах стихов оказываются одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме, чем порождается созвучие: «Хвали сено в стогу, а барина в гробу». В древнерусской. поэзии преобладала так называемая грамматическая (суффиксально-флективная) Рифма: бяше знаше, отбиваетотгоняет. С 18 в. начинает цениться Рифма разнородная, образованная разными частями речи (ночьпрочь и т. п.). Тогда же (как ранее во французской поэзии и др.) постепенно устанавливается требование точной Рифма, т. е. такой, в которой совпадают конечный ударный гласный и все следующие за ним звуки (тобоюрукою). Если совпадают также предшествующие ударному гласному так называемые опорные согласные, Рифма тогда называется богатой (повеса Зевеса), если созвучие захватывает предударный слог, — глубокой (занемогне мог). С середины 19 в. в русском стихе всё чаще встречаются так называемые приблизительные Рифма, в которых заударные гласные не совпадают (воздухроздых). С начала 20 в. поэты чаще употребляют неточные Рифма разных типов: ассонанс — созвучие гласных при несовпадении (обычно частичном) согласных (облакооколо); усечённые Рифма, с усечением конечного согласного в одном из слов (лескрест,пламяпамять); составные Рифма (до ста растистарости); консонансы, в которых ударные гласные различны (норовкоммунаров); неравносложные Рифма, в которых мужские или дактилические окончания рифмуются с женскими или гипердактилическими (папахи попахивая).

  Рифма имеет и смысловое значение: она «... возвращает вас к предыдущей строке... заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе» (Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 235). Эстетическая оценка Рифма (её точности или неточности, новизны или традиционности и т. д.) невозможна вне контекста стихотворения, без учёта его композиции и стиля.

 

  Лит.: Жирмунский В. М., Рифма, её история и теория, П., 1923; Маяковский В. В., Как делать стихи, Полн. собр. cоч., т. 12, М., 1959; Томашевский Б. В., К истории русской рифмы, в его кн.: Стих и язык. Филологические очерки, М. — Л., 1959; Штокмар М., Рифма Маяковского, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Русское стихосложение, 2 изд., Л., 1972; Самойлов Д. С., Книга о русской рифме, М., 1973.

  В. Е. Холшевников.

 

Так же Вы можете узнать о...


Березнеговато-Снигирёвская операция 1944 Березнеговато — Снигирёвская операция 1944, наступательная операция войск 3-го Украинского фронта (командующий генерал армии Р.
Горелов Гавриил Никитич [22.3(3.4).1880, с. Покровское, ныне Волоколамского района Московской обл.
Кайтуков Георгий Харитонович [р. 29.10(11.11).
Литогенез (отлито... и ...генез), совокупность природных процессов образования и последующих изменений осадочных горных пород.
Океанографический институт государственный (ГОИН), центральное научно-исследовательское и научно-методическое учреждение Главного управления Гидрометеорологической службы СССР в области океанографии и морских гидрологических расчётов.
Риппи Джеймс Фред Риппи (Rippy) Джеймс Фред (27.10.1892, Самнер, Теннесси, — 1964), американский историк.
Тесла Никола Тесла (Tesla) Никола (10.7.1856, Смилян, бывшая Австро-Венгрия, ныне СФРЮ, — 7.
Швабский союз городов 1376, союз 14 швабских имперских городов (Ульм, Констанц, Равенсбург и др.
Батна, город на В. Алжира, административный центр вилайя Орес.
Гиппеаструм (Hippeastrum), род луковичных травянистых многолетних растений семейства амариллисовых.
Исаксена плоскогорье, плоскогорье в северо-западной части о.
Лепка, создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы.
Нуристанцы, основное население Нуристана в Афганистане, часть живёт также в Читрале в Пакистане.
«Революция цен», период значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости благородных металлов, выполняющих функцию всеобщего эквивалента (см.
Татпуруша [санскритский, буквально — того (человека) слуга], в древнеиндийской, а позднее и в сравнительно-исторической грамматике название особого класса сложных слов (композитов).
Чёртов орех, то же, что водяной орех.
Байдарка, каяк, узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма.