Строфа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Строфа (от греч. strophe, буквально — поворот), в стихосложении — группа стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны «Илиада», русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, «Песнь о Роланде» состоит из «тирад» разной длины, объединённых рифмой, а «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова — из «строфоидов» разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская).

  Длина Строфа в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12—16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается Строфа в 38 стихов, а в античной лирике — ещё более длинные. Внутри Строфа могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, Строфа объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, «строфы», антистрофы и «эпода» в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая Строфа — двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия — самые употребительные Строфа в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских Строфа могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям.

  В античной поэзии Строфа организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева Строфа, сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской — упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец Строфа или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом (элегический дистих, ямбические эподы, сапфическая Строфа; в новой поэзии — такие Строфа, как в стихотворении «На холмах Грузии...» или «Я памятник себе воздвиг...» А. Строфа Пушкина) или укороченным окончанием стиха (Строфа, завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, — см. Клаузула). Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме — например, отмечено, что стихи, начинающие Строфа, в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её.

  Роль Строфа в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: Строфа тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из Строфа в Строфа — большая редкость), начальная часть Строфа приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть Строфа — понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение Строфа стремится к симметрии, различным формам параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу.

  Некоторые виды Строфа, будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей, французского александрийского стиха высоких жанров классицизма; трёхстишные терцины (с рифмовкой aba bcb cdc...) «Божественной комедии» Данте; четверостишия английских и немецких баллад с чередованием 4и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная Строфа классицистических од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие «твёрдые строфы» смыкаются с т. н. «твёрдыми формами», в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, — такими, как сонет, триолет, рондель, рондо, секстина и др.

 

  Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. — Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P., 1912. см. также лит. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Амплитудная модуляция, изменение амплитуды колебаний (электрических, механических и др.
Богданов Александр Александрович Богданов (псевдоним; настоящая фамилия Малиновский; другие псевдонимы — Вернер, Максимов, Рядовой) Александр Александрович [10(22).
«Всемирное профсоюзное движение», ежемесячный журнал, орган Всемирной федерации профсоюзов (ВФП).
Даточные люди, пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся городским и сельским населением, выполнявшим государственные повинности в Русского государстве в конце 15—17 вв.
Золотистые зайцы, род млекопитающих семейства агутиобразных; то же, что агути.
Кинетическая энергия, энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек.
Лагранжа формула, одна из основных формул дифференциального исчисления; то же, что конечных приращений формула.
Мемориально-ордерная форма счетоводства, распространённый способ ведения бухгалтерского учёта.
Ноно Луиджи Ноно (Nono) Луиджи (р. 29.1.1924, Венеция), итальянский композитор.
Плановая аэрофотосъёмка, фотографическая съёмка местности с воздуха при отвесном положении оптической оси аэрофотоаппарата, помещаемого на стабилизирующую установку.
Рефиш Ханс Йозе Рефиш (Rehfisch) Ханс Йозе (псевдонимы — Георг Турнер, Рене Кестнер) (10.
Совет федерации, в Югославии консультативный орган при Президиуме СФРЮ по вопросам общей политики.
Тодорский Александр Иванович [1(13).9.1894, с.
Хайбовань, город в Китае, в автономном районе Внутриняя Монголия, на р.
Эгоцентризм (от лат. ego — я и центр), отношение к миру, характеризующейся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма эгоизма.
Андрос (Ándros), остров в Эгейском море, в архипелаге Киклад, к юго-востоку от острова Эвбея.
Большие соли Большие Соли, прежнее (до 1938) название посёлка городского типа Некрасовское в Ярославской области РСФСР.
Высшие педагогические курсы, стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты.