Маяковский Владимир Владимирович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Маяковский Владимир Владимирович [7(19).7.1893, село Багдади, ныне посёлок Маяковский Грузинской ССР, — 14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Родился в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). Маяковский Владимир Владимирович учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский Владимир Владимирович решает «делать социалистическое искусство»: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться» (Полное собрание сочинений, том 1, 1955, стр. 18). В 1911 Маяковский Владимир Владимирович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов (см. Футуризм), которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преимущественно в области «чистой» формы, то Маяковский Владимир Владимирович воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи — создать новый демократический поэтический язык. Об этом он скажет в революционной поэме «Облако в штанах» (1915): «...Улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать» (там же, страница 181).

  Творчество Маяковский Владимир Владимирович по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский» (поставлена 1913). Пафос трагедии — в протесте против установлений буржуазного общества, против власти «бездушных вещей». Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта («Адище города», «Нате!», 1913, и другие). За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский Владимир Владимирович был исключен из училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914—18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914) он писал, что «сегодня нужны гимны...» (там же, страница 303), но в стихах «Война объявлена» (июль 1914) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке», 1915), Маяковский Владимир Владимирович воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

  Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах». «„Долой вашу любовь”, „долой ваше искусство”, „долой ваш строй”, „долой вашу религию” — четыре крика четырёх частей», — так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность «Облака» (Предисловие ко 2-му изданию, 1918, там же, том 12, 1959, стр. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковский Владимир Владимирович — «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (отдельное издание 1917), «Человек»(1916—17, опубликована в 1918) — был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с Маяковский Владимир Владимирович Горьким, который, выделяя Маяковский Владимир Владимирович из среды футуристов, привлек его к участию в журнале «Летопись».

  Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917, Маяковский Владимир Владимирович определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось» (там же, том 1, стр. 25). Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. До Октября у Маяковский Владимир Владимирович не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество Маяковский Владимир Владимирович приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918, 2-й вариант, 1921) — «...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи» (там же, том 2, 1956, страница 167), первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский Владимир Владимирович разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В «Левом марше» (1918), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковский Владимир Владимирович была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

<a target=<a target=В. В. Маяковский. «Окно сатиры РОСТА» № 427. Маяковский Владимир Владимирович." alt="В. В. Маяковский. «Окно сатиры РОСТА» № 427." Маяковский Владимир Владимирович." alt="В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Илл. А. Г. Тышлера."

В. В. Маяковский. «Окно сатиры РОСТА» № 427. Маяковский Владимир Владимирович.

В. В. Маяковский. «Окно сатиры РОСТА» № 427.

В. В. Маяковский. Маяковский Владимир Владимирович.

В. В. Маяковский.

В. В. Маяковский. Эскиз декорации 1-го действия «Мистерии-буфф» — «Потоп». 1919. Маяковский Владимир Владимирович.

В. В. Маяковский. Эскиз декорации 1-го действия «Мистерии-буфф» — «Потоп». 1919.

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Илл. А. Г. Тышлера.

  Гуманистическая направленность поэзии Маяковский Владимир Владимирович приобретала новое социальное качество. Поэма «150 000 000» (1919—20, 1-е издание без имени автора, 1921) утверждала ведущую роль русского народа как провозвестника социалистической революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к которому относился негативно. В эти годы Маяковский Владимир Владимирович начинал пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в «Окнах РОСТА» — рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). В этих плакатах, а также в промышленной и книжной графике Маяковский Владимир Владимирович 20-х годов особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (Маяковский Владимир Владимирович обращался к изобразительному искусству начиная с 10-х годов; сохранились его многочисленные портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы). Эта деятельность «поэта-рабочего», отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для Маяковский Владимир Владимирович, отвечала его эстетической концепции вторжения искусства в действительность.

  В поэзии Маяковский Владимир Владимирович 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального — «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) и другие. В результате поездок Маяковский Владимир Владимирович в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов «Париж» (1924—25) и «Стихи об Америке» (1925—26). Маяковский Владимир Владимирович выступал как полпред молодого социалистического государства, бросающий вызов буржуазному строю.

  Пафос безымянности («миллионы пою») в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и Маяковский Владимир Владимирович Горький, Маяковский Владимир Владимирович стоит у истоков советской ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Маяковский Владимир Владимирович осознавал огромное значение личности Ленина — «самого человечного человека», «организатора победы» пролетариата. Поэма явилась гимном «атакующему классу» — пролетариату и его партии. Ощущая себя «...солдатом в шеренге миллиардной» (там же, том 7, 1958, стр. 166), Маяковский Владимир Владимирович рассматривал устремлённость к коммунистическому будущему как критерий всей созидательной деятельности, в том числе и поэтической. «...Великое чувство по имени класс» (там же, том 6, 1957, стр. 304) было основной движущей силой творчества Маяковский Владимир Владимирович советского времени. Поэму «Хорошо!» (1927) А. В. Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу»; Маяковский Владимир Владимирович воспевал здесь «весну человечества» — своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким Маяковский Владимир Владимирович становится основоположником социалистического реализма в советской литературе.

В. Маяковский читает поэму «Хорошо!» в Политехническом музее. 1927. Маяковский Владимир Владимирович.

В. Маяковский читает поэму «Хорошо!» в Политехническом музее. 1927.

  В эти годы Маяковский Владимир Владимирович создал такие лирические шедевры, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Сергею Есенину» (оба 1926), «Стихи о советском паспорте» (1929) и другие.

  Лиризм Маяковский Владимир Владимирович всеобъемлющ — в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский Владимир Владимирович — лирик, трибун, сатирик — поэт огромного, «сплошного сердца». Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает« рваться в завтра, вперёд». Выступление Маяковский Владимир Владимирович против бюрократизма и заседательской суетни в стихотворении «Прозаседавшиеся» (1922) вызвало большое «удовольствие» Ленина (смотрите Полное собрание сочинений, 5 издание, том 45, стр. 13). Вдохновленный одобрением вождя революции, Маяковский Владимир Владимирович и позднее громил всяческих «помпадуров», примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистическое мещанское нутро («Помпадур», 1928, «Разговор с товарищем Лениным», 1929). В стихах конца 20-х годов, в пьесах «Клоп» (1928, поставлена 1929) и «Баня» (1929, поставлена 1930) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы Маяковский Владимир Владимирович, новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

«Клоп». Сцена из спектакля Театра им. Вс. Мейерхольда. Москва. 1930. Маяковский Владимир Владимирович.

«Клоп». Сцена из спектакля Театра им. Вс. Мейерхольда. Москва. 1930.

  Маяковский Владимир Владимирович создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский Владимир Владимирович существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста — «столбика», а с 1923 — «лесенки», отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

  Маяковский Владимир Владимирович возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее — РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журнал «ЛЕФ» (1923—25) и «Новый ЛЕФ» (1927—28), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, и в феврале 1930 вступил в РАПП, которую рассматривал как массовую литературную организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела Маяковский Владимир Владимирович к депрессии и самоубийству. Поэма «Во весь голос» (1930) воспринимается как поэтическое завещание Маяковский Владимир Владимирович, полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма. Творчество Маяковский Владимир Владимирович широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографических исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны так называемых советологов, пытающихся исказить поэтический облик Маяковский Владимир Владимирович, выхолостить революционное содержание его поэзии. Произведения Маяковский Владимир Владимирович переведены на все основные языки народов Советского Союза и зарубежных стран.

  В 1937 была открыта Библиотека-музей Маяковский Владимир Владимирович в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского); в январе 1974 в Москве открыт Государственный музей Маяковский Владимир Владимирович (проезд Серова, 3). В 1941 Музей Маяковский Владимир Владимирович открыт в посёлке Маяковский (бывшее село Багдади) Грузинской ССР.

 

  Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1—12, Маяковский Владимир Владимирович, 1934—38; Полное собрание сочинений, т. 1—12, Маяковский Владимир Владимирович, 1939—49; Полное собрание сочинений, т. 1—13, Маяковский Владимир Владимирович, 1955—61; Маяковский — художник. [Альбом. Автор-составитель В. А. Катанян. Вступительная статья Б. Слуцкого], Маяковский Владимир Владимирович, 1963.

 

  Лит.: Винокур Г., Маяковский — новатор языка, Маяковский Владимир Владимирович,1943; Фейгельман Л., Маяковский в странах народной демократии — Чехословакии, Болгарии, Польше, Маяковский Владимир Владимирович, 1952; Паперный З., О мастерстве Маяковского, 2 изд., доп., Маяковский Владимир Владимирович, 1957; его же, Поэтический образ у Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович, 1961; Штокмар Маяковский Владимир Владимирович, Рифма Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович, 1958; Катанян В., Маяковский. Литературная хроника, 4 доп. изд., Маяковский Владимир Владимирович, 1961; Тимофеева В., Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович — Л., 1962; Наумов Е., В. В. Маяковский, Семинарий, 4 изд., Л., 1963; Дувакин В., Радость, мастером кованная. Очерки творчества В. В. Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович, 1964; Луначарский А., Вл. Маяковский — новатор, Собрание сочинений, т. 2, Маяковский Владимир Владимирович, 1964; Маяковский и советская литература, Маяковский Владимир Владимирович, 1964; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, Маяковский Владимир Владимирович, 1964; Тимофеев Л., Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика, Маяковский Владимир Владимирович, 1964; Маяковский и проблемы новаторства, Маяковский Владимир Владимирович, 1965; Гончаров Б., Маяковский в кривом зеркале «советологии», «Вопросы литературы», 1970, № 3; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (1893—1917), Маяковский Владимир Владимирович, 1969; то же, (1918—1924), Маяковский Владимир Владимирович, 1971; то же, (1925—1930), Маяковский Владимир Владимирович, 1972: Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович, 1970; Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского, Маяковский Владимир Владимирович, 1971; Aragon L., Littératures soviétiques, P., 1955; Stern A., Poezja zbuntowana, Warsz., 1964; Huppert Н., Wladimir Majakowski in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten, Hamb., 1965; Duwakin W., Rostafenster. Majakowski als Dichter und bildender Künstler, Dresden, 1967.

  Б. П. Гончаров.

Так же Вы можете узнать о...


Революция 17 века в Англии , см. Английская буржуазная революция
Сортамент, сортимент (искажённое франц. assortiment, от assortir —подбирать, сортировать), состав продукции по маркам, профилям, размерам.
Углекаменск, посёлок городского типа в Приморском крае РСФСР, подчинён Партизанскому горсовету.
Чешуйница, сахарная чешуйница (Lepisma saccharinum), первично-бескрылое насекомое отряда щетинохвосток.
Алеутская депрессия, область низкого атмосферного давления в северной части Тихого океана, в районе Алеутских островов; один из центров действия атмосферы.
Борисенко Василий Васильевич [р. 12(25).4.1904, Новоборисов Минской губернии], советский литературовед, доктор филологических наук (1956), академик АН БССР (1969; член-корреспондент 1957).
Генрих (в Германии) Генрих (Heinrich). В королевстве Германия и «Священной Римской империи».
Дынька (в архитектуре), декоративная деталь (утолщение) столбов, колонок, наличников окон и дверных порталов.
Каснер Рудольф Каснер (Kassner) Рудольф (11.9.1873, Вельке-Павловице, Моравия, — 1.
Лакокрасочная промышленность, см. в ст. Химическая промышленность.
Мишари, этнографическая группа татар. Сами себя называют татарами.
Оуэн (водопад в Африке) Оуэн (Owen), водопад в Восточной Африке (Уганда), на р.
Пятнадцатый съезд ВКП(б), состоялся 2—19 декабря 1927 в Москве.
Слоны (Elephantidae), семейство млекопитающих отряда хоботных.
Тринадцатый Съезд РКП(б), состоялся 23—31 мая 1924 в Москве.
Цикл термодинамический ,круговой процесс, осуществляемый термодинамической системой.
Аграфия (от а — отрицательная частица и греч.
Биологические макросистемы, совокупности организмов (индивидов), образующих целостные системы надорганизменного уровня разной величины и устойчивости — от сравнительно мелких (семья, колония, стая) до популяции, вида и биоценоза разного масштаба.
Галан Родригес Фермин Галан Родригес (Galan Rodriguez) Фермин (4.10.