СтиховедениеБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Стиховедение, метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом Стиховедение являются стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область Стиховедение Логически Стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха — см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственная метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение Стиховедение в разных литературных традициях различны: иногда из Стиховедение выпадают некоторые разделы (в античном Стиховедение фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. Стиховедение входит рассмотрение фигур стилистических). Некоторые вопросы, изучаемые в Стиховедение, лежат на границах Стиховедение и др. областей литературоведения: так, на границе Стиховедение и стилистики (именно поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе Стиховедение и композиции лежит явление «твёрдых форм» (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация» и т.п.). Возникновение Стиховедение как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, «классической» системой стиха (так, латинское Стиховедение опиралось на понятия греческого Стиховедение, а новоевропейское — на понятия латинского Стиховедение). В соответствии с этим Стиховедение первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи; только с 19 в. Стиховедение становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в Стиховедение является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов Стиховедение пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1) в разные периоды литературной истории, 2) в литературе разных языков, 3) в поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка. Конечной целью Стиховедение является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной. Развитие русского Стиховедение неотрывно от развития русского стихосложения, первый подъём его (18 в. — работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. — работы А. Х. Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910—20-е гг. — работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского Стиховедение наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.
Лит. см. при ст. Стихосложение. М. Л. Гаспаров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|