Стиховедение

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стиховедение, метрика, наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом Стиховедение являются стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область Стиховедение Логически Стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха — см. Метр) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственная метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение Стиховедение в разных литературных традициях различны: иногда из Стиховедение выпадают некоторые разделы (в античном Стиховедение фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в араб. Стиховедение входит рассмотрение фигур стилистических). Некоторые вопросы, изучаемые в Стиховедение, лежат на границах Стиховедение и др. областей литературоведения: так, на границе Стиховедение и стилистики (именно поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе Стиховедение и композиции лежит явление «твёрдых форм» (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация» и т.п.).

  Возникновение Стиховедение как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с её непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой, «классической» системой стиха (так, латинское Стиховедение опиралось на понятия греческого Стиховедение, а новоевропейское — на понятия латинского Стиховедение). В соответствии с этим Стиховедение первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи; только с 19 в. Стиховедение становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в Стиховедение является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов Стиховедение пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1) в разные периоды литературной истории, 2) в литературе разных языков, 3) в поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка. Конечной целью Стиховедение является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной.

  Развитие русского Стиховедение неотрывно от развития русского стихосложения, первый подъём его (18 в. — работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 в. — работы А. Х. Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров, третий (1910—20-е гг. — работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского Стиховедение наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.

 

  Лит. см. при ст. Стихосложение.

  М. Л. Гаспаров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Хоххут Рольф Хоххут (Hochhuth) Рольф (р. 1.4.1931, Эшвеге), немецкий драматург и публицист (ФРГ).
Чёрный Горимир Горимирович (р. 22.1.1923, Каменец-Подольский), советский учёный в области механики, член-корреспондент АН СССР (1962).
Шуйские, княжеский и боярский род в России 15—17 вв.
Эстрада, вид сценического искусства. Соединяет в представлении (концерте) разнообразные жанры в номерах, являющихся отдельными законченными выступлениями одного или нескольких артистов.
Адам Роберт Адам (Adam) Роберт (3.7.1728, Керколди, — 3.
Андерсон (город в США) Андерсон (Anderson), город на севере США, в штате Индиана.
Афригидская культура, археологическая культура Хорезма 4—8 вв.
Белон Пьер Белон (Belon) Пьер (1517, близ Ле-Мана, — 1564, Париж), французский натуралист, один из первых сравнительных анатомов.
Борисоглебский, посёлок городского типа, центр Борисоглебского района Ярославской области РСФСР.
Ваншенкин Константин Яковлевич [р. 17.12.1925, Москва], русский советский писатель.
Внутреннее торможение, процесс, возникающий в нервных клетках коры больших полушарий головного мозга при выработке запаздывающих, дифференцировочных и других тормозных условных рефлексов.
Галит (от греч. hals — соль), каменная соль, минерал состава NaCI; см.