Роден Рене Франсуа Огюст

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РОА
РОБ
РОВ
РОГ
РОД
РОЕ
РОЖ
РОЗ
РОЙ
РОК
РОЛ
РОМ
РОН
РОО
РОП
РОР
РОС
РОТ
РОУ
РОХ
РОЧ
РОШ
РОЩ
РОЭ
РОЮ
РОЯ

Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, — 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В 1864—71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). В 1871—77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники французской готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Роден Рене Франсуа Огюст (например, голова «Человека со сломанным носом», 1864). Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Роден Рене Франсуа Огюст в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884—88 Роден Рене Франсуа Огюст создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в.). Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден Рене Франсуа Огюст работал над большой горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Роден Рене Франсуа Огюст поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

<a target=<a target=О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст." alt="О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж." Роден Рене Франсуа Огюст." alt="О. Роден. Этюд для группы «Граждане Кале». 1884. Бронза. Музей О. Родена, Париж."

О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

О. Роден. «Три тени» (из композиции «Врата ада»). Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. «Три тени» (из композиции «Врата ада»). Бронза. Музей О. Родена, Париж.

О. Роден. «Уголино». 1882. Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. «Уголино». 1882. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

О. Роден. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден.

О. Роден. Статуя О. де Бальзака. 1897. Гипс. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. Статуя О. де Бальзака. 1897. Гипс. Музей О. Родена, Париж.

О. Роден. «Вечная весна». 1897. Мрамор. Эрмитаж. Ленинград. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. «Вечная весна». 1897. Мрамор. Эрмитаж. Ленинград.

О. Роден. Этюд для группы «Граждане Кале». 1884. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

О. Роден. «Бронзовый век». 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. «Бронзовый век». 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

  Отдельные темы этой композиции Роден Рене Франсуа Огюст разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). С середины 1880-х гг. в творчестве Роден Рене Франсуа Огюст всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций — от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Роден Рене Франсуа Огюст: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих,— подчёркнуто живописной. Это позволяет Роден Рене Франсуа Огюст, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва». В отличие от импрессионистов-живописцев Роден Рене Франсуа Огюст всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Роден Рене Франсуа Огюст, как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—97; установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899). В то же время Роден Рене Франсуа Огюст продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Роден Рене Франсуа Огюст Варианты всех названных скульптурных произведений Роден Рене Франсуа Огюст (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Роден Рене Франсуа Огюст в Париже, а также во многих других музеях мира.

О. Роден. «Мыслитель». 1880—1900. Бронза. Музей О. Родена, Париж. Роден Рене Франсуа Огюст.

О. Роден. «Мыслитель». 1880—1900. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

  Творчество Роден Рене Франсуа Огюст составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Роден Рене Франсуа Огюст Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.

 

  Лит.: Терновец Б., Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М., 1960; Вейс Д., Огюст Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1—2], P., [1964].

 

Так же Вы можете узнать о...


Газогенератор (в ракетной технике) Газогенератор, жидкостного ракетного двигателя, агрегат, в котором за счёт сгорания или разложения (термического, каталитического и др.
Джос (Jos), плато в центральной части Нигерии, между рр.
Ирокезская лига, встречающееся в литературе название союза ирокезских племён в Северной Америке, созданного около 1570; см.
Копейка, русская разменная монета, равная 1/100 рубля.
Магазин (в технике) Магазин в технике, ёмкость, приспособление для размещения однородных штучных изделий или набор однотипных элементов, объединённых в одном корпусе.
Народная революция, революция, осуществляемая широкими слоями народа в противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам.
Перевязка (млекопитающее сем. куньих) Перевязка (Vormela peregusna), хищное млекопитающее семейства куньих; единственный вид рода.
Реальные доходы населения, часть национального дохода, используемая населением для потребления или накопления.
Собеский Ян Собеский (Sobieski) Ян (17.8.1629, Олесно, — 17.
Травосеяние, возделывание однолетних и многолетних кормовых трав на полях (полевое Т.
Холодный Николай Григорьевич [10(22).6.1882, Тамбов, — 4.
Эфиопское нагорье, нагорье на северо-востоке Африки, главным образом в Эфиопии; про стирается от озера Туркана до нижнего течения р.
Бадминтон [назв. по англ. г. (Badminton), где игра начала культивироваться], волан (от франц.
Верейский Орест Георгиевич [р. 7(20).7.1915, деревня Аносово, ныне Смоленской области], советский график, народный художник РСФСР (1970), член-корреспондент АХ СССР (1958).