Русские сезоны

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
РА РВ РД РЕ РЁ РЖ РИ РК РН РО РП РС РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РУА
РУБ
РУВ
РУГ
РУД
РУЖ
РУЗ
РУИ
РУК
РУЛ
РУМ
РУН
РУО
РУП
РУР
РУС
РУТ
РУУ
РУФ
РУХ
РУЦ
РУЧ
РУШ
РУЩ
РУЭ

Русские сезоны за границей, выступления русской оперы и балета, организованные в 1907 С. П. Дягилевым. Сезоны поддерживались кругами русской художественной интеллигенции («Мир искусства», музыкальный Беляевский кружок и др.). Начались в Париже историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина; в 1908—09 были показаны оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, и др. С 1909 ежегодно в Париже, а с 1910 периодически в Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и других европейских городах гастролировала балетная труппа, сформированная из артистов Мариинского и Большого театров (А. П. Павлова, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинский и др.). Балетмейстер первых сезонов М. М. Фокин показал в 1909 в новых редакциях «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, и др., а также поставил «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», затем балеты «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского, «Нарцисс и Эхо» Н. Н. Черепнина, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, и др. В 1912—13 Нижинский осуществил постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси, «Весна священная» Стравинского. Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Русские сезоны значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Оформляли спектакли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, чьё мастерство оказало влияние на развитие мирового театрально декорационного искусства 1-й четверти 20 в. Постепенно антреприза Дягилева пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер (существовала до 1929). Для сезонов сочиняли музыку И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, М. Равель, композиторы «шестёрки» и др., балеты также ставили Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская и др., оформляли — П. Пикассо, А. Дерен и др.

 

  Лит.: Соколова Н., Мир искусства, М. — Л,, 1934; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1, Л., 1971; Lieven P., The birth of ballet-russes, L., 1936; Benois A., Reminiscences of the Russian ballet, L., 1947. см. также лит. при ст. Дягилев С. П.

  В. М. Красовская.

Так же Вы можете узнать о...


Круг сходимости степенного ряда a0+a1(z-z0)+a2(z-z0)2+… (*)
Кухе-Сехенд, вулканический массив в Иране; см.
Леви-Градец (Levy Hradec), средневековое городище на левом берегу р.
Лимфангиома (от лимфа и греч. angeion — сосуд, -oma — окончание в названиях опухолей), новообразование (опухоль) из лимфатических сосудов.
Лук (оружие) Лук, ручное оружие для метания стрел. Употреблялся почти у всех племён и народов мира (кроме коренных жителей Австралии и Микронезии) с эпохи мезолита до 17 в.
Маковский Владимир Матвеевич [15(27).7.1870, Ейск, — 3.
Маскаренские острова (англ. Mascarene Islands), группа островов в Индийском океане, к востоку от острова Мадагаскар.
Мельников Николай Васильевич [р. 15(28).2.1909, Сарапул, ныне Удмуртская АССР], советский учёный в области горного дела, академик АН СССР (1962; член-корреспондент, 1953), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1960).
Минарет (от араб. манара, буквально — маяк), башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети.
Моноиодуксусная кислота, йодуксусная кислота, йодацетат, ICH2COOH, производное уксусной кислоты, содержащее иод; кристаллы с tпл 82—83 °С.