Пикассо Пабло

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПИА
ПИБ
ПИВ
ПИГ
ПИД
ПИЕ
ПИЖ
ПИЗ
ПИЙ
ПИК
ПИЛ
ПИМ
ПИН
ПИО
ПИП
ПИР
ПИС
ПИТ
ПИФ
ПИХ
ПИЦ
ПИЧ
ПИШ
ПИЩ
ПИЯ

Пикассо (Picasso; собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,— 8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894—95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897—98). С 1904 почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произведения Пикассо Пабло относятся уже к началу 1900-х гг. Картины «голубого периода» (1901—04), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и «розового периода» (1905—06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной гармонии человека с миром («Старый нищий с мальчиком», 1903; «Девочка на шаре», 1905; обе — в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время остротой лаконичного рисунка, эти произведения Пикассо Пабло отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека. В 1907 Пикассо Пабло решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз будет обращаться к реалистическим приёмам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис буржуазного общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей действительности, Пикассо Пабло подвергает её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры («Авиньонские девушки», 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы Пикассо ПаблоСезанна и увлечение африканской скульптурой приводят Пикассо Пабло (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его «активностью» художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения Пикассо Пабло кубистического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. («Дама с веером», 1909), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры («Бутылка аперитива», коллаж, 1913,см. илл.) и поисками чистой декоративности («Три музыканта», 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве Пикассо Пабло возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника» (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Мать и дитя» (1922, Художественный музей, Балтимор), иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (офорт, 1931), серия «Мастерская скульптора» (входящая в «Сюиту Воллара», офорт, 1933—34). Характерными для неоклассицизма Пикассо Пабло являются настроения сказочной идиллии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки — «Рыбак», карандаш, 1918; «Отдыхающие крестьяне», перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20—30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры («Танец», 1925, частное собрание), полемической эстетизацией «безобразного», «отталкивающего», порой низменно-эротического («Женщина на пляже», 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которых Пикассо Пабло обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии — гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая — сталкиваются в серии «Минотавромахия» (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.

<a target=<a target=Пикассо Пабло Пикассо. «Портрет идальго». 1965. Цветная линогравюра. Пикассо Пабло." alt="Пикассо Пабло Пикассо. «Портрет идальго». 1965. Цветная линогравюра." Пикассо Пабло." alt="Пикассо Пабло Пикассо. «Три музыканта». 1921. Музей современного искусства. Нью-Йорк."

Пикассо Пабло Пикассо. «Портрет идальго». 1965. Цветная линогравюра. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Портрет идальго». 1965. Цветная линогравюра.

Пикассо Пабло Пикассо. «Юность». Литография. 1950. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Юность». Литография. 1950.

Пикассо Пабло Пикассо. «Женщина с веером». 1908. Эрмитаж. Ленинград. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Женщина с веером». 1908. Эрмитаж. Ленинград.

Пикассо Пабло Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо (Франция). Блюдо. Майолика. 1962.

Пикассо Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». 1949. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.

Пикассо Пабло Пикассо. «Кошка с птицей». 1939. Частное собрание. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Кошка с птицей». 1939. Частное собрание.

Пикассо Пабло Пикассо. Иллюстрация к поэме Пикассо Пабло Элюара «Перила». 1936. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. Иллюстрация к поэме Пикассо Пабло Элюара «Перила». 1936.

Пикассо Пабло Пикассо. Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. Тушь, перо. 1934. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. Иллюстрация к «Лисистрате» Аристофана. Тушь, перо. 1934.

Гравюра на линолеуме (Пикассо Пабло Пикассо. «Натюрморт с бутылкой и лампой». 1962). Пикассо Пабло.

Гравюра на линолеуме (Пикассо Пабло Пикассо. «Натюрморт с бутылкой и лампой». 1962).

Пикассо Пабло Пикассо. «Скульптор и его скульптура». Гуашь, тушь, перо. 1933. Частное собрание. Нью-Йорк. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Скульптор и его скульптура». Гуашь, тушь, перо. 1933. Частное собрание. Нью-Йорк.

Пикассо Пабло Пикассо. «Три музыканта». 1921. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

Пикассо Пабло Пикассо. «Девочка на шаре». 1905. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Девочка на шаре». 1905. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

  Со 2-й половины 30-х гг. творчество Пикассо Пабло всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получает метафорическую окраску, выражается языком мрачного гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах («Плачущая женщина», 1937, собрание Пенроз, Лондон; «Кот и птица», частное собрание, 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо Пабло Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936—39). Его искусству этого периода ещё не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается им в серии «Мечты и ложь генерала Франко» (акватинта, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника» (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в котором экспрессия манеры Пикассо Пабло тех лет достигает своего высшего накала.

Пикассо Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк. Пикассо Пабло.

Пикассо Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Музей современного искусства. Нью-Йорк.

  В годы 2-й мировой войны 1939—45 Пикассо Пабло остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистические воззрения Пикассо Пабло проявляются в его работах: рисунок «Голубь мира» (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно «Мир» и «Война» (1952, капелла «Храм Мира» в Валлорисе). Со 2-й половины 40-х гг. творчество Пикассо Пабло особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например, «Лас Менинас» Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. Пикассо Пабло работает и как скульпторЧеловек с ягнёнком», бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода Пикассо Пабло— принцип серийности (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953—54, и др.). Новые, иногда загадочные образные метафоры находит Пикассо Пабло, продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам — цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

  Творчество Пикассо Пабло оказало и оказывает большое влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного буржуазного искусства. Пикассо Пабло прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место — место борца за прогрессивные идеалы.

  В 1950 Пикассо Пабло был избран во Всемирный Совет Мира. Лауреат Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962).

 

  Соч.: [Высказывания и документы], в кн.: Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299—316.

 

  Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., (б. г.), стр. 170—73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве, т. 1, [М., 1967], стр. 177—85, 324—27, 351—53; Пикассо. Сб. ст. о творчестве, [Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. первая, М., 1965, с. 95—101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967; Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева Н. А., Пикассо, М., 1971; Zervos Ch., Pablo Picasso. Catalogue général des œuvres de 1895 á 1963, v. 1—23, P., 1932—71.

Так же Вы можете узнать о...


«Временное Всероссийское правительство» «Временное Всероссийское правительство», контрреволюционный орган, образованный 23 сентября 1918 на так называемом Уфимском государственном совещании.
Железнодорожная радиосвязь, используется на ж.
Контримавичюс Витаутас Леонович (р. 22.1.1930, Каунас), советский гельминтолог, член-корреспондент АН СССР (1970).
Микроструктура металла (от микро... и лат. structura — строение), строение металла, выявляемое с помощью микроскопа (оптического или электронного).
Петров Иван Иванович (настоящая фамилия — Краузе) (родился 29.
Селеннях, река в Якутской АССР, левый приток р.
Тян Сын Об (1845—1899), корейский живописец; см.
Экономика связи в СССР, отрасль экономическими науки, изучающая закономерности развития и функционирования связи.
Берхем (Berchem), город в Бельгии, в провинции Антверпен.
Гномоническая проекция, центральная проекция, одна из картографических проекций; получается проектированием точек сферы из её центра на касательную плоскость.
Иоанн Драсханакертци, Иоаннес (889—931), армянский историк; см.
Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (Lamarck) Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1.
Недбайло Анатолий Константинович (р. 28.1.1923, г.
Провокация (от лат. provocatio — вызов), 1) подстрекательство, побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжёлые, иногда гибельные последствия.
Спирово, посёлок городского типа, центр Спировского района Калининской обл.
Фришш Иштван Фришш (Friss) Иштван (р.31.5.1903, Надьварод.
Адрианова-Перетц Варвара Павловна [р. 30.4 (12.
Варбург Отто Генрих Варбург (Warburg) c (8.10.1883, Фрейбург, Баден, — 1.
Дёмин Лев Степанович (р. 11.1.1926, Москва), лётчик-космонавт СССР, полковник-инженер, Герой Советского Союза (1974), кандидат технических наук (1963).