Фокин Михаил МихайловичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
М. М. Фокин. Фокин Михаил Михайлович [11(23).4.1880, Петербург, – 22.8.1942, Нью-Йорк], русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901–11 преподавал в Петербургском театральном училище (ученики – Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909–12 и 1914 участвовал в Русских сезонах в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Фокин Михаил Михайлович стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа Фокин Михаил Михайлович включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Каждый спектакль Фокин Михаил Михайлович делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, Фокин Михаил Михайлович продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в балетах Фокин Михаил Михайлович представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Фокин Михаил Михайлович обладал благородной грациозной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок Фокин Михаил Михайлович: в Мариинском театре – «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского, «Шопениана» на музыку Шопена, «Исламей» на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов – «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина; балеты «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля, и др. Для А. П. Павловой поставил хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. В 1934–35 работал в «Гранд-Опера», в 1936–39 – в труппе «Балле рюсс де Монте-Карло». В 1923–42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете. В. П. Фокина и М. М. Фокин в сцене из балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. 1911.
Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. – М., 1962.
Лит.: Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|