Стравинский Игорь Федорович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

И. Ф. Стравинский. Стравинский Игорь Федорович.

И. Ф. Стравинский.

Стравинский Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, — 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 — самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900—05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. «Фантастическое скерцо» и фантазия «Фейерверк» для оркестра (1908) — первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему Стравинский Игорь Федорович П. Дягилеворганизатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших Стравинский Игорь Федорович мировую славу: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939—45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.

  В начале творческого пути Стравинский Игорь Федорович испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у Стравинский Игорь Федорович вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с «Весной священной» — хореографическая кантата «Свадебка» (1914—1923, «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского»). Стравинский Игорь Федорович обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера — яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом «История солдата — сказка о беглом солдате и чёрте» (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением «Байка про лису...» (1916), использован сюжет русской народной сказки. Стравинский Игорь Федорович установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.

  В балете с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением Стравинский Игорь Федорович был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка — инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя Стравинский Игорь Федорович утверждал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе» («Комсомольская правда», 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение Стравинский Игорь Федорович приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 — начала 50-х гг. — операоратория «Царь Эдип» (1927), балет-аллегория «Поцелуй феи» (1928; использованы мелодии Чайковского), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет «Орфей» (1947), опера «Похождения повесы» (1951).

  В конце 40-х — 50-х гг. творческая манера Стравинский Игорь Федорович претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается — главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата «Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), балет «Агон» («Состязания», 1957), «Заупокойные песнопения» («Requiem canticles», 1966) и др. Последнее произведение Стравинский Игорь Федорович — обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).

  Стравинский Игорь Федорович принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: «Хроника моей музыкальной жизни» (1963), «Диалоги» (1971).

 

  Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. Стравинский Игорь Федорович, И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. — М., 1974.

  М. Стравинский Игорь Федорович Друскин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Гребенник (Cynosurus), род однолетних и многолетних трав семейства злаков.
Деревянная архитектура, обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами.
Дуальное управление, форма управления, при которой управляющие воздействия служат одновременно для изучения управляемого объекта и для приведения его к оптимальному состоянию.
Засыпной аппарат, устройство для загрузки сыпучих материалов в шахтные печи (доменные, обжиговые и др.
Инертные газы, благородные газы, редкие газы, химические элементы, образующие главную подгруппу 8-й группы периодической системы Менделеева: гелий Не (атомный номер 2), неон Ne (10), аргон Ar (18), криптон Kr (36), ксенон Xe (54) и радон Rn (86).
Камышаны, посёлок городского типа в Херсонской области УССР, в 9 км от г.
Киевский ярус, один из горизонтов палеогеновых отложений Украинской ССР [см.
Комплектование вооружённых сил, обеспечение потребности вооруженных сил  в личном составе, материальных и технических средствах в соответствии со штатами и табелями мирного и военного времени.
Крест (созвездие) Крест (лат. Crux), Южный крест, созвездие Южного полушария неба.
Лаппо-Данилевский Иван Александрович [16(28).
Лоран Огюст Лоран (Laurent) Огюст (14.11.1807, Ла-Фоли, — 15.
Марсель Габриель Оноре Марсель (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, — 9.