Самнер Уильям ГрэмБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джерси, — 12.4.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция Самнер Уильям Грэм формировалась главным образом под воздействием идей Г. Спенсера. Самнер Уильям Грэм отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, Самнер Уильям Грэм рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения Самнер Уильям Грэм выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Самнер Уильям Грэм разрабатывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы — группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»— как враждебность. Последняя, по Самнер Уильям Грэм, связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа Самнер Уильям Грэм вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая и некоторых других явлений.
Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston — N. Y.. 1940; The science of society, v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с A. Keller).
Лит.: Кон И. Самнер Уильям Грэм, Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865—1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964. Л. Б. Гофман.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|