Спенсер Герберт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СПА
СПЕ
СПЁ
СПИ
СПЛ
СПО
СПР
СПУ
СПЯ

Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist») (1848—53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсер Герберт явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер Герберт и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсер Герберт оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. Спенсер Герберт Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.

Философию Спенсер Герберт понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по Спенсер Герберт, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер Герберт исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое — «мир явлений», Непознаваемое — «вещь в себе»). Наука, по мысли Спенсер Герберт, способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у Спенсер Герберт как «первоначальная причина», в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82—103).

  В теории познания Спенсер Герберт развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий («иероглифизм»). Спенсер Герберт пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно Спенсер Герберт, то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

  Специфическая особенность позитивизма Спенсер Герберт — его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Спенсер Герберт сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции Спенсер Герберт пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции — к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции Спенсер Герберт понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции Спенсер Герберт: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции Спенсер Герберт не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании Спенсер Герберт биологической эволюции — как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. «Основания биологии», т. 1—3, СПБ, 1899).

  Спенсер Герберт является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов Спенсер Герберт понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер Герберт считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. Спенсер Герберт — противник социализма, считавший революцию «болезнью» общественного организма.

  В этике Спенсер Герберт стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по Спенсер Герберт, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения Спенсер Герберт сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология Спенсер Герберт явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи Спенсер Герберт были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. Спенсер Герберт внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

  Философия Спенсер Герберт была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.

 

Соч.: Works, v. 1—18, L. — N. Y., 1910; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—7, СПБ, 1866—69; Соч., т. 1—7, СПБ, 1898—1900: Автобиография, ч. 1—2, СПБ, 1914.

 

  Лит.: Нарский И. Спенсер Герберт, Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. Спенсер Герберт, Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. Спенсер Герберт, Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophic, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz., 1909; Taylor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928: Runmey J., H. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971.

  И. Спенсер Герберт Нарский.

Так же Вы можете узнать о...


Автограф (от авто... и ...граф),
Бенин (государство на терр. Нигерии) Бенин (местное название — Эдо), государство, существовавшее до конца 19 в.
Воронцов Василий Павлович Воронцов (настоящая фамилия; литературный псевдоним В.
Делимость, способность одного числа делиться на другое.
Инкубация в птицеводстве (от лат. incubatio — высиживание яиц), вывод молодняка из яиц с.
Конструкты в языкознании, понятия о принципиально ненаблюдаемых лингвистических объектах, противопоставляемые так называемым элементарным понятиям — понятиям о наблюдаемых объектах.
Маас-Рейнская операция 1945, наступательная операция англо-американских войск 21-й английской группы армий 8 февраля — 10 марта во время 2-й мировой войны 1939—45; составная часть общего наступления союзников с целью выхода на реку Рейн.
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Петербург, Санкт-, прежнее (с 1703 до 1914) название Ленинграда.
Рецессивность

(от лат.
Социация (от позднелатинского sociatio — объединение), микроассоциация, таксономическая единица растительности, выделяемая по доминантам основных ярусов растительного покрова; по объёму мельче ассоциации растительной.
Тюгоку, экономический район в Японии, на юго-западе острова Хонсю.
Чаковский Александр Борисович [р. 13(26).8.1913, Петербург], русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1973).