«Самозарождения сюжетов теория»

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЦ
САЧ
САЯ

«Самозарождения сюжетов теория», антропологическая, или этнографическая теория, направление в фольклористике, возникшее в Англии в 60-е гг. 19 в., распространённое в мировой науке до начала 20 ч. Основоположники «Самозарождения сюжетов теория» — Э. Б. Тайлор и А. Ланг, крупнейшие представители: Э. С. Хартленд, Дж. Дж. Фрейзер, А. Б. и Л. Б. Гомм, Р. Р. Маретт (Англия), В. Манхардт, Г. Узенер, Э. Роде, А. Дитерих (Германия), С. Рейнак, Э. Дюркгейм (Франция), Ф. Боас (США) и др. (некоторые из этих учёных отошли впоследствии от «Самозарождения сюжетов теория» и стали основоположниками других школ: Дюркгейм — социологической, Боас —диффузионизма). В России «Самозарождения сюжетов теория» оказала воздействие на Н. Ф. Сумцова, А. И. Кирпичникова и др., особенно — на А. Н. Веселовского, вместе с тем критически воспринявшего некоторые её положения.

  Сходные явления в мифологии и фольклоре разных народов и рас (типы, мотивы, сюжеты) «Самозарождения сюжетов теория» объясняла общностью психических законов и закономерностей духовного творчества для всего человечества. Эту общность она выводила из «тождественности человеческой природы» (Тайлор), т. е. лишь из антропологической сущности человека; ряд её представителей принимали во внимание также сходство условий быта разных народов и племён, вследствие чего она иногда формулировалась как «теория бытового психологического самозарождения» (Веселовский); однако далее признания «бытовых основ» фольклора они не шли. Знаменуя развитие фольклористики по сравнению с предшествующими ей теориями (мифологической школой, миграционной теорией), «С. с. т. « ещё не давала научно-материалистического объяснения генезису и развитию сходных явлений в фольклоре, обусловленных прежде всего сходством и общностью общественных отношений (см. Сравнительно-историческое литературоведение). «Самозарождения сюжетов теория» ввела в фольклористику понятие «пережитков» (survivals), обозначив им элементы «первобытной культуры» (бытовые и религиозные отношения, суеверия и т. п.), унаследованные «цивилизованными» нациями и сохранившиеся в современной культуре. Некоторые её представители (А. Ланг) сводили к «пережиткам» сущность фольклора, что зачастую вело к его архаизации. В понимании истории фольклора сторонники «Самозарождения сюжетов теория» были эволюционистами. Богатство вводимых в науку фактов, широта сопоставлений, научная критика источников и объективность выводов, характерные для многих трудов представителей «Самозарождения сюжетов теория», позволяют считать её одним из высших достижений домарксистской фольклористики и сохраняют значение для современной науки.

  «Самозарождения сюжетов теория» представляет также интерес для историков мифологии и религии (разработанные гипотезы об анимизме, тотемизме, магии и пр.).

  Ряд советских учёных считает понятие «Самозарождения сюжетов теория» неправомочным в качестве названия целого направления или школы; оно допустимо лишь для условного обозначения точки зрения (установки) учёных самых различных школ, которая противопоставляет миграционной теории самостоятельное зарождение сходных сюжетов у разных народов. В частности, такую точку зрения впервые обстоятельно обосновала английская антропологическая школа (Тайлор, Ланг и др.), хотя и для неё она остаётся лишь одним из моментов (аспектов) многогранного учения.

 

  Лит.: Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. — Л., 1938, с. 212—30; его же, Историческая поэтика, Л., 1940, с. 512—515; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Lowie R, H., The history of ethnological theory, L., 1937.

  В. Е. Гусев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Билдердейк Виллем Билдердейк (Bilderdijk) Виллем (7.9.1756, Амстердам, — 18.
Бруссонетия (Broussonetia), род деревьев и кустарников семейства тутовых.
Великооктябрьский, посёлок городского типа в Вышневолоцком районе Калининской области РСФСР, в 8 км к В.
Войска связи, специальные войска, предназначенные для обеспечения связи и управления войсками.
Гао Ган (1891—1955), деятель Коммунистической партии Китая (КПК).
Глава государства, лицо, осуществляющее функции высшей исполнительной власти в государстве.
Грунт (горные породы) Грунт (польск, grunt, от нем. Grund — основа, почва), любые горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания (включая почвы) и являющиеся объектом инженерно-строительной деятельности человека.
Дефекты металлов, несовершенства строения металлов и сплавов.
Дросинис Георгиос Дросинис (Drosines) Георгиос (9.12.1859, Афины, — ноябрь 1951, там же), греческий поэт и прозаик.
Зальвисберг Отто Рудольф Зальвисберг (Salvisberg) Отто Рудольф (19.10.
Изюбрь, млекопитающее отряда парнокопытных; одна из рас благородного оленя.
Кадри Фатьма Кадыровна [1(14).4.1907, Одесса, — 29.
Касситский язык, язык касситов, распространённый во 2—1-м тыс.