Дюркгейм Эмиль

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЮА
ДЮБ
ДЮВ
ДЮГ
ДЮД
ДЮЗ
ДЮЙ
ДЮК
ДЮЛ
ДЮМ
ДЮН
ДЮП
ДЮР
ДЮС
ДЮТ
ДЮФ
ДЮЧ
ДЮШ

Э. Дюркгейм. Дюркгейм Эмиль.

Э. Дюркгейм.

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L'Année sociologique» (1896). Социологическая концепция Дюркгейм Эмиль формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Дюркгейм Эмиль, предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. «Метод социологии», К.—Хар., 1899, с. 8—9). В противовес «атомистическим» концепциям (общество — сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Дюркгейм Эмиль как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

  Дюркгейм Эмиль настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвинув принцип: «социальные факты надо рассматривать как вещи». Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим.

  Дюркгейм Эмиль является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Основным постулатом социологии он считал положение: «... Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть» («Les formes élémentaires de la vie religiеuse...», P., 1912, p. 3). Тем самым Дюркгейм Эмиль утверждал соответствие каждого социального явления определённой потребности общества. Социальные конфликты трактовались им главным образом как патологические явления. Это нашло выражение в работе «О разделении общественного труда» (1893, рус. пер. 1900), в которой солидарность по существу рассматривается как синоним общественного состояния. Дюркгейм Эмиль различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая — в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.

  В работе «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Дюркгейм Эмиль на основании анализа статистических данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Дюркгейм Эмиль аномического самоубийства, которое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Дюркгейм Эмиль, выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.

  В последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Дюркгейм Эмиль на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.

  Отношение Дюркгейм Эмиль к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние некоторых идей исторического материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистическое понимание истории как «экономический детерминизм» и отрицательно относился к идее революционного преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.

  Сотрудники журнала «L'Année sociologique» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939—45.

 

  Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophie, P., 1924; L'éducation morale, P., 1923; Le socialisme, P., 1928; Leçons de sociologie. Physique des mœurs et du droit, P., 1950; Pragmatisme et sociologie, P., 1955; в рус. пер. — Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.

 

  Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Alpert Н., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965.

  Э. М. Коржева.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кредит сельскохозяйственный, вид кредита, предназначенный для развития сельского хозяйства.
Мозер Лукас Мозер (Moser) Лукас, немецкий живописец 1-й половины 15 в.
Пивка (Pivka), река в Югославии, составляющая р.
Свободы демократические, политические и правовые нормы, определяющие положение личности в государстве.
Тревиранус Лудольф Кристиан Тревиранус (Treviranus) Лудольф Кристиан (18.
Шашмаком, в узбекской и таджикской музыке: 1) система 6 макомов-ладов («Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох» и «Ирок»).
Ахсу, город (до 1967 посёлок), центр инского района Азербайджанской ССР.
ВЧК, см. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Есенский Янко Есенский (Jesensky) Янко (30.12.1874, Мартин, — 27.
Колутон, посёлок городского типа в Астраханском районе Целиноградской области Казахской ССР.
Маурер Йон Георге Маурер (Maurer) Йон Георге (родился 23.9.1902, Бухарест), политический и государственный деятель СРР, действительный член Академии СРР (1955), Герой Социалистического Труда СРР (1962), Герой СРР (1972).
Охлупень, бревно с жёлобом, венчающее самцовую крышу в деревянной   архитектуре.