Самообразование

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
САА
САБ
САВ
САГ
САД
САЖ
САЗ
САИ
САЙ
САК
САЛ
САМ
САН
САО
САП
САР
САС
САТ
САУ
САФ
САХ
САЦ
САЧ
САЯ

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем Самообразование — средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под Самообразование понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма Самообразование — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

  Самообразование получило широкое распространение в эпоху капитализма главным образом среди трудящихся, ограниченных в возможностях культурного роста, и имело целью получение квалификации или повышение образовательного уровня для практического применения и улучшения условий жизни, что, конечно, не исключало личных склонностей к той или иной области Самообразование

  В дореволюционной России Самообразование было важной формой приобретения знаний рабочими и крестьянами, поскольку социальное и национальное угнетение, а также существовавшая система народного просвещения допускали возможность приобретения знаний большинством народа лишь в объёме начальной школы. Стремление трудящихся к образованию, во многом стимулировавшееся техническим прогрессом, получило с 60-х гг. 19 в. активную поддержку передовой интеллигенции. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественные организации помогали Самообразование трудящихся: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома. В 1863—64 в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование»; в 1893 в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для Самообразование», проводила письменные консультации; облегчённые программы для широкого круга занимающихся Самообразование выпускал Отдел для содействия Самообразование в Петербурге (с 1894). Значительную роль в Самообразование играли различные общественные курсы и университеты для народа (см., например, Шанявского университет). Однако широкого размаха в то время Самообразование достигнуть не могло, так как этого не допускал господствовавший в России социальный строй.

  Особое место занимало политическое Самообразование передовых рабочих, принявшее в конце 19 в. более высокую сравнительно с индивидуальными занятиями форму кружков, в которых изучались основы марксизма, актуальные политические и экономические вопросы. Кружками, как правило, руководили подготовленные революционные пропагандисты, главным образом социал-демократы. Во многих случаях для политического Самообразование использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня политической сознательности и общеобразовательных знаний.

  После Октябрьской революции 1917 Самообразование стало одним из важных путей осуществления культурной революции и получило всестороннюю поддержку Коммунистической партии, государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.). Принципиально новыми, характерными для социалистического общества чертами Самообразование являются: сближение общественных и личных интересов в направлении и целях Самообразование, обеспечивающее его связь с жизнью, социально-экономическими, политическими и культурными задачами, стоящими перед обществом; направленность на всестороннее развитие личности, раскрытие способностей человека, реализацию его духовных интересов. Это обусловливает существование двух видов Самообразование: непосредственно общественно полезного и опосредованного специфически личными интересами; практически оба вида Самообразование, как правило, находятся в единстве. Система Самообразование изменяется и совершенствуется, отражая прогресс экономики, науки и культуры, рост уровня образования и необходимость непрерывного пополнения знаний. В 20-е — начале 30-х гг. в связи с острым недостатком педагогических кадров значительное распространение получили рабфаки и университеты «на дому».

  В развитом социалистическом обществе Самообразование направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где учащиеся овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для Самообразование Ведущими в системе Самообразование становятся различные формы политического самообразования и организованной добровольной учёбы в народных университетах, на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности Самообразование способствует деятельность организаций общества «Знание», разнообразных лекториев (особенно комсомольско-молодёжных), сеть массовых библиотек, многочисленные научно-популярные, научные и специальные издания в помощь Самообразование, а также радиовещание и телевидение.

 

  Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. Статьи и речи, М., 1968; Крупская Н. К., О самообразовании. Сборник, М., 1960; Рубакин Н. Д., Как заниматься самообразованием, М., 1962; Ковынев Н., Работа с книгой, М., 1961.

  Г. В. Антонов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Пруссия (Preußen), государство, возникшее в результате военной экспансии немецких феодалов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе, оплот реакции и милитаризма в Германии; окончательно ликвидировано в результате разгрома фашистской Германии во 2-й мировой войне 1939—45.
Риджал Нагендра Прасад (р. 20.4.1927, Чанг-Аманг, район Дханкута, зона Коси), политический и государственный деятель Непала.
Свайный фундамент, фундамент, в котором для передачи нагрузки от сооружения на грунт используют сваи.
Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг.
Стенограмма (от греч. stenos — узкий, тесный и .
Тектогенез, совокупность тектонических движений и процессов, формирующих тектонические структуры земной коры.
Тсуга (Tsuga), род хвойных вечнозелёных деревьев семейства сосновых.
Ферганская область, в составе Узбекской ССР.
Хепбёрн Кэтрин Хоутон Хепбёрн (Hepburn) Кэтрин Хоутон (р. 8.11.1909, Хартфорд, штат Коннектикут), американская актриса театра и кино.
Черноморское казачье войско, создано на Ю. Украины в 1787 (оформлено указом в январе 1788) из бывших запорожцев по инициативе Г.
Эварницкий Дмитрий Иванович Эварницкий, Яворницкий Дмитрий Иванович [25.
Яковлев Юрий Васильевич (р. 25.4.1928, Москва), русский советский актёр, народный артист СССР (1976).
Алькасаркивир, испанское название г. Эль-Ксар-эль-Кебир в Марокко, употреблявшееся до 1956.
Атмосфера (ед. давления) Атмосфера, единица давления, широко применявшаяся в различных областях физики, химии и техники.
Бердяуш, посёлок городского типа в западной части Челябинской области РСФСР.
Буганда (Buganda), государство в Африке, существовавшее в южной части современной Уганды, по-видимому, с 15 в.