Сметана Бедржих

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СМА
СМБ
СМЕ
СМИ
СМО
СМР
СМУ
СМЫ
СМЭ
СМЯ

Б. Сметана. Сметана Бедржих.

Б. Сметана.

Сметана (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, — 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве Сметана Бедржих познакомился с идеями «будителей». С 1847 концертировал как пианист (свыше 20 лет). В 1847—56 руководил основанной им в Праге музыкальной школой. В 1856—61 жил в Гётеборге, выступал как симфонический дирижёр и пианист. В эти годы создал «6 характерных пьес» (2 тетради, 1848; одобрены Ф. Листом) и «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано. (1860), симфонические поэмы «Ричард III» (по Шекспиру, 1858), «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859) и «Гакон Ярл» (по Эленшлегеру, 1861). С 1862 выступал как симфонический и хоровой дирижёр и пианист в Праге; преподавал, писал музыкально-критические статьи, был организатором музыкально-общественных и просветительских мероприятий. С 1863 руководил мужским хором «Глагол Пражский» и музыкальной секцией артистического клуба «Умелецка беседа». В 1866—74 был оперным дирижёром во «Временном театре», обогатил его репертуар — наряду с западноевропейскими классическими операми исполнял сочинения чешских композиторов Ф. Шкроупа, К. Бендля, Л. Мехуры и др.; дирижировал также операми М. И. Глинки и оперой «Галька» Сметана Бедржих Монюшки. Руководил постановкой здесь собственных опер (дирижировал многими премьерами), ставших основой национального оперного репертуара. Всего написал 9 опер, в том числе историческую музыкальную драму «Бранденбуржцы в Чехии» (соч. 1863), призывавшую к освобождению от национального и социального гнёта, и наиболее известную (ставится и в современных театрах многих стран) комическую оперу «Проданная невеста» (1866, Прага; 3-я редакция, 1870, Петербург), отличающуюся реалистичностью картин народного быта, жизнерадостностью, мелодичностью музыки, основанной на народный напевах и ритмах чешских танцев. Опера-трагедия «Далибор» (1868) вызвала полемику, в которой Сметана Бедржих поддерживали прогрессивные деятели чешской культуры (в т. ч. Я. Неруда, О. Гостинский); с другой стороны, Сметана Бедржих обвиняли в отходе от национальных традиций (влияния Листа и Р. Вагнера).

  В связи с потерей слуха Сметана Бедржих оставил пост дирижёра и поселился в деревне Ябкенице близ Праги, где создал свои лучшие оркестровые сочинения — цикл «Моя Родина» (1874—79), состоящий из 6 программных симфонических поэм («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик»), в которых воспеваются чешская природа и чешский народ (по национальным героическим преданиям); там же написаны оперы «Тайна» (1878), «Чёртова стена» (1882) и «Виола» (не окончена, пост. в 1924), 2 струнных квартета (1-й, автобиографический, — «Из моей жизни», 1876; 1883) и другие камерно-инструментальные сочинения, хоры, «Чешские песни» для фортепиано. (1879).

  Творчество Сметана Бедржих, композитора-патриота, боровшегося за передовые художественные идеалы, отличающееся национальным своеобразием и высоким мастерством, определило дальнейшие пути развития чешской музыки. Его именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет, музыкальное общество, публикующее полное собрание его сочинений. В Праге имеется (с 1928) Музей Сметана Бедржих с филиалами в Литомишле и Ябкенице.

 

  Лит.:  Гулинская З., Бедржих Сметана, М., 1959; Мартынов И., Бедржих Сметана, М., 1963; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 2, М., 1973, гл. 3; Hostinský О., Bedřich Smetana a jeho boj о moderníčeskou hudbu, Praha, 1901; Nejedlý Z., Bedřich Smetana, kn. 1—7, Praha, 1950—54; Plavec J., Smetanova tvorba sborova, Praha, 1954; Soupis dopisu Bedřicha Smetany, «Miscellanea musicologica», 1960, sv. 15; Clapham J., Smetana, L., 1972.

  И. Ф. Бэлза.

Так же Вы можете узнать о...


Керексуры (монгольские кэрэксуры, или херексуры), погребальные сооружения 1-го тысячелетия до н.
Линник Юрий Владимирович [8(21).1.1915, Белая Церковь, ныне Киевской области, — 30.
Натансон Якуб Натансон (Natanson) Якуб (20.8.1832, Варшава, — 14.
Повторитель, электронный усилительный каскад с коэффициентом усиления ~1 (как правило, 0,95—0,99).
Сахариметр, прибор для определения содержания сахара (реже — других оптически-активных веществ) в растворах путём измерения угла вращения плоскости поляризации (ВПП) света, пропорционального концентрации раствора.
Тепличный комбинат, с.-х. предприятие по производству тепличных культур и рассады овощных и цветочных растений.
Хоро, болгарский народный танец-хоровод. Музыкальный размер 2/4, 5/16, 9/16.
Агадир, город на крайнем юго-западе Марокко, на побережье Атлантического океана, административный центр провинции .
Болотные козлы (Redunca), род парнокопытных млекопитающих семейства полорогих.
Гидра (созвездие) Гидра (лат. Hydra), созвездие Южного полушария неба, самая яркая звезда — Альфард, имеет блеск 2,0 визуальной звёздной величины.
Закрепочный полуавтомат, полуавтоматическая швейная машина для выполнения на обуви, головных уборах, швейных изделиях прямых или фигурных закрепок из ниток.
Кокиль (франц. coquille, буквально — раковина, скорлупа), металлическая литейная форма для получения отливок, преимущественно из цветных сплавов, а также чугуна и стали, к которым предъявляют определенные технологические требования (см.
Магнитогорский металлургический комбинат имени В.
Новокамала, посёлок городского типа в Рыбинском районе Красноярского края РСФСР.
Потсдам (округ в ГДР) Потсдам (Potsdam), округ в центральной части ГДР, преимущественно в бассейне р.