Среднеазиатская железная дорога

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СРА
СРБ
СРЕ
СРИ
СРО
СРТ
СРУ
СРЫ

Среднеазиатская железная дорога. Среднеазиатская железная дорога.

Среднеазиатская железная дорога.

Среднеазиатская железная дорога, объединяет сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4% протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское.

  С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям Ченгельды и Бейнеу. Железнодорожно-морская паромная переправа КрасноводскБаку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж. д.

  Строительство Среднеазиатская железная дорога было начато в 1880 от Узун-Ада (в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-АрватАшхабадМарыЧарджоу — Бухару — Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).

  В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и Среднеазиатская железная дорога) Среднеазиатская железная дорога соединилась со всей сетью железных дорог России. За годы Советской власти построено много новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская — Душанбе (441 км), Ташкент — Ангрен (118 км), ЧарджоуКунград (627 км), Навои — Учкудук (290 км), Джизак — Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений от основной магистрали. В 1972 завершено строительство новой линии Кунград — Бейнеу (408 км), открывшей второй выход в центральные районы страны. С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия СамаркандКарши (157 км), с 1974 — ТермезКурган-Тюбе (218 км), с 1975 — ТахиаташНукус (12 км).

  В отправлении грузов преобладают минерально-строительные материалы, нефтегрузы, каменный уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2 отправления приходится на местное сообщение. Значительное место в грузовых перевозках занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы, сера, сульфаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил около 77 млрд. т (км (2,5% от сетевого), пассажирооборот — около 5 млрд. пасс.-км (менее 2%); грузонапряженность — около 13 млн. т км/км. В связи с наличием ряда крупных промышленных центров и ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе, Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю которого приходится более 1/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное движение в Ташкентском узле переводится на электрическую тягу (2,4% от всей эксплуатационной длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен осуществляется с Казахской ж. д., а также с Московской, Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. Среднеазиатская железная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки грузов на Амударье — Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском море — Красноводский порт.

  За годы Советской власти Среднеазиатская железная дорога технически полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков, проходящих по пустынным районам, паровозная тяга была заменена тепловозной. Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские — тепловозами и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено верхнее строение пути, технически оснащены многие станции, особенно сортировочные. Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в путевом хозяйстве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги. Используется современная электронная вычислительная техника и АСУ для повышения эффективности работы.

  Е. Д. Хануков.

 

Так же Вы можете узнать о...


Эмир Незам, Амир Низам [букв.
Богуславский Сергей Анатольевич [19.11(1.12).
Гребнезубые акулы (Hexanchidae), семейство рыб подотряда древних акул (Hexanchoidei).
Каломирис Манолис Каломирис (Kalomoires) Манолис [14(26).12.1883, Смирна, — 3.
Лиофильность и лиофобность (от греч. lyo — растворяю, — phileo — люблю и phobos страх), характеристики способности веществ или образуемых ими тел к межмолекулярному взаимодействию с жидкостями.
Облатка (нем. Oblate, от лат. oblatus — поднесённый, предложенный), капсулы для приёма порошковых лекарств неприятного вкуса.
Ратенов (Rathenow), город в ГДР, в округе Потсдам.
Табацкури, бессточное озеро на Джавахетском нагорье, у подножия Триалетского и Самсарского хребтов в Грузинской ССР.
Цикадофиты, подотдел голосеменных растений; то же, что саговниковые.
Аристоник (Aristynikos) (ум. 129 или 128 до н.
Всекитайская федерация профсоюзов (ВФП), создана в мае 1925 на 2-м Всекитайском съезде профсоюзов, проходившем в Гуанчжоу.
Журнал, печатное периодическое издание. Как и газета, Ж.
Кортеж (торжеств. шествие) Кортеж (франц. cortege, от итал. corteggio), торжественное шествие, выезд (например, свадебный К.
Молекулярная дистилляция, способ разделения жидких смесей в высоком вакууме.
Поверхность, одно из основных геометрических понятий.