программа мира в действии"> программа мира в действии"> программа мира в действии">

СССР. Внешняя политика Ленинская программа мира в действии

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВНЕ
ВНИ
ВНУ

Ленинская программа мира в действии

Руководствуясь ленинскими принципами внешней политики, КПСС на 24-м съезде (1971) выработала реалистический план действий внешней политики Советского Союза в современных условиях. Этот план прогрессивная общественность всех стран справедливо назвала Программой мира.

Главной целью советской внешней политики КПСС считает обеспечение мирных условий для построения коммунистического общества в СССР, развития мировой системы социализма; избавление человечества от мировых истребительных войн. Агрессивной политике империализма советская держава противопоставляет политику активной борьбы за мир и укрепление международной безопасности. Основные задачи внешней политики СССР и практической деятельности КПСС во внешних делах в современной обстановке состоят в том, чтобы давать твёрдый отпор любым актам агрессии и международного произвола и создавать преграды на пути агрессивных войн, предотвращать их. Отказ от применения силы и угрозы её применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. Все спорные вопросы в отношениях между государствами должны решаться только мирным путём.

  Советский Союз последовательно добивается того, чтобы в своих международных отношениях государства исходили из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате 2-й мировой войны, из факта осуществления коренного поворота к разрядке и миру на этом континенте и делали всё для обеспечения надёжной безопасности в Европе.

  Советский Союз, будучи участником Варшавского Договора, в то же время подтверждал неоднократно совместно выраженную всеми странами — его участницами готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций.

  Со времени появления ядерного оружия Советский Союз придаёт важное значение борьбе за его запрет, а также за запрет других видов оружия массового уничтожения. Одновременно с запрещением применения ядерного оружия должно быть запрещено применение силы вообще в отношениях между государствами. Важной задачей советской внешней политики была и является борьба за прекращение всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные; создание безъядерных зон в различных районах мира.

  СССР выступает неизменно за полное ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, и за использование ядерной энергии только в мирных целях; за прекращение гонки вооружений всех видов, за ликвидацию иностранных военных баз, сокращение вооруженных сил и вооружений, прежде всего в районах, где военное противостояние особенно опасно, в первую очередь — в Центральной Европе.

  Советский народ стоит за углубление отношений взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому, и готов участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространённых заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана, защита прав человека, выработка и внедрение в практику межгосударственных отношений прогрессивных норм международного права. Советское государство, ЦК КПСС на деле осуществляют эту грандиозную программу борьбы за мир и безопасность всех народов. Всё большее международное значение приобретают многосторонние и двусторонние встречи руководителей братских партий и правительств. Они позволяют углублять взаимопонимание между странами социализма, обмениваться опытом и совершенствовать межгосударственные и межпартийные связи. Сотрудничество социалистических стран имеет огромные масштабы во всех сферах деятельности. Например, между СССР и ГДР в 1964—74 заключено свыше 70 соглашений только в области промышленного производства, 30 министерств и центральных ведомств ГДР имеют прямые контакты с более чем 50 министерствами и центральными ведомствами СССР. 25-я сессия СЭВ в июле 1971 приняла Комплексную программу дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ, рассчитанную на 15—20 лет. Решению многих задач этой программы служат международные хозяйственные объединения и организации — «Интерэлектро», «Интертекстильмаш», «Интератомэнерго» и др.

  Советский Союз продолжает уделять большое внимание оздоровлению обстановки в Европе и исходит из того, что достигнутые успехи должны рассматриваться в качестве основы для создания надёжного, гарантированного мира на континенте, основанного на совместных усилиях всех государств — больших и малых. По предложению СССР заинтересованные стороны провели сложные переговоры по вопросам, относящимся к Западному Берлину. Заключение Четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину (3 сентября 1971) устранило опасный очаг провокаций в центре Европы и значительно оздоровило обстановку.

  Важные последствия для оздоровления обстановки в Европе имеет развитие советско-французских отношений. Этим отношениям Советский Союз всегда придавал большое значение. В результате встреч на высшем уровне в 1971 были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией» и другие документы.

  Существенные сдвиги произошли в советско-американские отношениях в результате прежде всего серии переговоров между руководителями СССР и США. В 1971—75 были подписаны многие важные документы, знаменующие начало поворота от недоверия к разрядке, нормализации и в ряде сфер международной жизни — сотрудничеству. Важнейшее значение имеют «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения о предотвращении ядерной войны, об ограничении стратегических вооружений.

  Последовательно проводимая ленинская советская внешняя политика способствует укреплению международных позиций социализма, всех прогрессивных сил, оказывает серьёзное влияние на изменение обстановки в пользу мира и безопасности народов.

  Всесторонняя помощь и поддержка Советского Союза и других братских стран способствовали тому, что героический вьетнамский народ победоносно отразил империалистическую агрессию и перед всем Вьетнамом открылся путь мирного социалистического строительства. СССР принял участие в Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973), сыгравшей свою роль в ликвидации крупного очага войны в Юго-Восточной Азии, который долгое время отравлял всю международную обстановку.

  Неизмеримо возросший масштаб внешнеполитической деятельности СССР и её положительные результаты свидетельствуют о правильности и дальновидности внешней политики СССР. Рост международного авторитета СССР в послевоенный период выразился и в установлении им в 1946—76 дипломатических отношений почти с 80 государствами. На апрель 1977 Советский Союз имел дипломатические отношения со 129 государствами мира. Более 160 советских посольств и консульств представляют государственные интересы СССР за рубежом. СССР принимает участие в деятельности более чем 500 международных организаций.

  Визиты советских руководящих партийных и государственных деятелей, парламентских и общественных делегаций в зарубежные страны стали важной частью международной деятельности СССР. Выполняя свой долг в интересах советского народа, советская внешняя политика умело использует растущие возможности СССР для достижения соглашений по тем вопросам международной политики, которые выдвигаются жизнью, потребностями укрепления мира и предотвращения новой войны.

  Советская внешняя политика во многом способствовала и способствует тому, что историческая инициатива в современном мире прочно находится в руках сил социализма и прогресса. Об этом свидетельствует Обращение ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза к народам, парламентам и правительствам в честь 30-й годовщины победы над фашизмом и милитаризмом и окончания 2-й мировой войны (см. «Правда», 1975, 10 мая, с. 1). В этом Обращении СССР вновь заявил о своём твёрдом намерении сделать всё от него зависящее, чтобы совместно с другими народами и государствами исключить войну из жизни человечества.

  Многолетние усилия социалистических стран во главе с Советским Союзом, поддержанных прогрессивной европейской общественностью, завершились подписанием 1 августа 1975 в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, возглавлявший советскую делегацию, в своей речи на этом Совещании отметил: «Под отношения между государствами-участниками подведена солидная база основополагающих принципов, которые должны определять нормы их поведения в отношениях между ними. Это принципы мирного сосуществования, за которые с такой убежденностью и последовательностью боролся основатель Советского государства В. И. Ленин, за которые борется наш народ и сегодня... Это — победа разума. Выиграли все: страны Востока и Запада, народы социалистических и капиталистических государств — участников союзов и нейтральных, малых и крупных. Это выигрыш всех, кому дороги мир и безопасность на нашей планете» («Правда», 1975, 1 августа, с. 1). Политбюро ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР подчеркнули, что «...эта беспрецедентная в истории встреча руководящих деятелей 33 европейских государств, США и Канады стала событием огромного международного значения», Совещание положило «...начало новому этапу разрядки напряженности...» («Правда», 1975, 7 августа, с. 1).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля 1975. Делегация Советского Союза в зале заседаний. СССР. Внешняя политика.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июля 1975. Делегация Советского Союза в зале заседаний.

 

  Установление и возобновление дипломатических отношений СССР (1918 — апрель 1977)

Страна

Установление и возобновление

Примечание

Австралия

10.10.1942

16.3.1959

прерваны 23.4.1954

Австрия

25—29.2.1924

20-24.10.1945

прерваны март 1938

Албания

4.7—4.9.1924

10.11.1945

прерваны 7.4.1939

в 1961 посольства отозваны

Алжир

19-23.3.1962

 

Ангола

12.11.1975

 

Аргентина

5.6.1946

 

Афганистан

28.2.1921

с РСФСР; с 23.7. 1923-с СССР

Бангладеш

25.1.1972

 

Бельгия

12.7.1935

7.8.1941

прерваны 15.7.1940

Бенин

4.6.1962

 

Берег Слоновой Кости

23.1.1967

прерваны 30.5.1969

Бирма

18.2.1948

 

Болгария

11—23.7.1934

14-16.8.1945

прерваны 5.9.1944

Боливия

18.4.1945

 

Ботсвана

6.3.1970

 

Бразилия

2.4.1945

23.11.1961

прерваны 20.10.1947

Бурунди

1.10.1962

 

Великобритания

2—8.2.1924

3.10.1929

прерваны 26.5.1927

Венгрия

4.2.1934

25.9.1945

прерваны 23.6.1941

Венесуэла

14.3.1945

16.4.1970

прерваны 13.6.1952

Верхняя Вольта

18.2.1967

 

Вьетнам

30.1.1950

 

Габон

15.10.1973

 

Гайана

17.12.1970

 

Гамбия

17.7.1965

 

Гана

3.9—2.10.1957

 

Гватемала

19.4.1945

 

Гвинея

3—4.10.1958

 

Гвинея-Бисау

30.9-6.10.1973

 

ГДР

16.10.1949

 

Германия

3.3.1918

16.4.1922

с РСФСР; прерваны 5.11.1918

 с РСФСР; с 23.7. 1923 с СССР; прекращены 22.6.1941

Греция

8.3.1924

30.7.1941

прерваны 3.6.1941

Дания

18.6.1924

10—16.5.1945

прерваны 22.6.1941

Доминиканская Республика

7—8.3.1945

 

Египет

6-26.7.1943

 

Заир

29.6-7.7.1960

6.7.1961

30.11.1967

прерваны 14—18.9. 1960

прерваны 21—23.11. 1963

Замбия

29—30.10.1964

 

Зап. Самоа

2.7.1976

 

Израиль

15-18.5.1948

6-15.7.1953

прерваны 11.2.1953

прерваны 9.6.1967

Индия

2-7.4.1947

 

Индонезия

26.1—3.2.1950

 

Иордания

20.8.1963

 

Ирак

16.5.1941

18—19.7.1958

прерваны 3-8.1.1955

Иран

26.2.1921

с РСФСР; с 23.7. 1923—с СССР

Ирландия

29.9.1973

 

Исландия

22—24.6.1926

 

Испания

28.7.1933

9.2.1977

прерваны в марте 1939

Италия

7-11.2.1924

25.10.1944

прерваны 22.6.1941

Йемен (ЙАР)

31.10.1955

 

Йемен (НДРЙ)

1—3.12.1967

 

Камерун

18—22.2.1964

 

Кампучия

23.4—13.5.1956

 

Канада

12.6.1942

 

Кения

14.12.1963

 

Кипр

16—18.8.1960

 

Китай

31.5.1924

12.12.1932

1—2.10.1949

прерваны 17.7.1929

прерваны 2.10.1949

с КНР

КНДР

8-12.10.1948

 

Колумбия

25.6.1935

19.1.1968

прерваны 3.5.1948

Коморские острова

6.1.1976

 

Конго

16.3.1964

 

Коста-Рика

8.5.1944

 

Куба

5-14.10.1942

10.1.1959

13-23.4.1960

прерваны 3.4.1952

(договорённость об обмене посольствами)

Кувейт

11.3.1963

 

Лаос

7.10.1960

 

Либерия

11.1.1956

 

Ливан

31.7—3.8.1944

 

Ливия

31.8—4.9.1955

 

Люксембург

26.8.1935

13.10.1942

прерваны 15.7.1940

Маврикий

17.3.1968

 

Мавритания

12.7.1964

 

Мадагаскар

29.9.1972

 

Малайзия

3.4.1967

 

Мали

8-14.10.1960

 

Мальдивы

21.9.1966

 

Мальта

20.9-31.10. 1964

 

Марокко

29.8-4.9.1958

 

Мексика

4.8.1924

10—12.11.1942

прерваны 26.1.1930

Мозамбик

25.6.1975

 

Монголия

5.11.1921

с РСФСР; с 23.7.1923 c СССР

Непал

5.6—9.7.1956

 

Нигер

17.2.1972

 

Нигерия

1.10.1960— 12.1.1961

 

Нидерланды

10.7.1942

 

Никарагуа

10—12.12.1944

 

Новая Зеландия

13.4.1944

 

Норвегия

15.2—10.3.1924

5.8.1941

прерваны 15.7.1940

Объединённые Арабские Эмираты

8-23.12.1971

 

Острова Зелёного Мыса

25.9.1975

 

Пакистан

27.4—1.5.1948

 

Папуа—Новая Гвинея

19.5.1976

 

Перу

1.2.1969

 

Польша

27.4.1921

30.7.1941

2-5.1.1945

с РСФСР; с 23.7. 1923-с СССР;

прерваны 17.9.1939

с эмигрантским правительством в Лондоне; прекращены 25.4.1943

с народной Польшей

Португалия

9.6.1974

 

Руанда

17.10.1963

 

Румыния

9.6.1934

6.8.1945

прерваны 22.6.1941

Сан-Томе и Принсипи

9.8.1975

 

Саудовская Аравия

16-19.2.1926

 

Сейшельские острова

30.6.1976

 

Сенегал

14.6.1962

 

Сингапур

1.6.1968

 

Сирия

21—29.7.1944

 

Сомали

1.7—11.9.1960

 

Судан

3-7.1.1956

 

Суринам

25.11.1975

 

США

16.11.1933

 

Сьерра-Леоне

26.4.1961— 18.1.1962

 

Таиланд

12.3.1941

 

Танзания

10-11.12.1961

с Танганьикой

Того

1.5.1960

 

Тонга

14.10.1975

 

Тринидад и Тобаго

6.6.1974

 

Тунис

11.6-11.7.1956

 

Турция

2.6-29.11.1920

с РСФСР; с 23.7. 1923-с СССР

Уганда

11-12.10.1962

 

Уругвай

21—22.8.1926

27.1.1943

прерваны 27.12.1935

Фиджи

30.1.1974

 

Филиппины

2.6.1976

 

Финляндия

31.12.1920

12.3.1940

6.8.1945

с РСФСР; с 23.7. 1923— с СССР

прерваны 29.11.1939

прерваны 22.6.1941

Франция

28.10.1924

23.10.1944

прерваны 30.6.1941

ФРГ

13-24.9.1955

 

Центральноафриканская империя

7.12.1960

 

Чад

24.11.1964

 

Чехословакия

9.6.1934

18.7.1941

прерваны 16.3.1939

Чили

11.12.1944

24.11.1964

прерваны 27.10.1947

прерваны 22.9.1973

Швейцария

18.3.1946

 

Швеция

15-18.3.1924

 

Шри-Ланка

3-6.12.1956

 

Экваториальная Гвинея

12.12.1968

 

Экуадор

12-16.6.1945

 

Эфиопия

21.4.1943

 

Югославия

24.6.1940

 

Ямайка

12.3.1975

 

Япония

25.2.1925

19.10.1956

прерваны 9.8.1945

 

  Принципиальный и последовательный характер советской внешней политики получил новое подтверждение на 25-м съезде КПСС (1976). В Отчётном докладе ЦК КПСС, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в выступлениях делегатов и в решениях съезда высоко оценены успехи партии и Советского государства в проведении в жизнь целей и принципов ленинской советской внешней политики, в борьбе за реализацию задач, выдвинутых в Программе мира, принятой 24-м съездом КПСС. На основе глубокого анализа современные положения и расстановки сил на мировой арене съезд наметил дальнейшие перспективы борьбы советской внешней политики за ликвидацию остающихся очагов международной напряжённости, отпор проискам сил реакции и агрессии, за упрочение всеобщего мира и безопасности народов; за неуклонный рост мощи и сплочённости братских стран мировой системы социализма; в поддержку национально-освободительного движения и за развитие всестороннего сотрудничества с молодыми независимыми государствами; за последовательное внедрение в практику международных отношений принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

  Важное значение для мобилизации всех сил мира, свободы, прогресса имеет вывод съезда о необходимости всемерного содействия дальнейшему углублению процесса разрядки международной напряжённости, осуществления мер военной разрядки и в первую очередь мер разоружения, ведущих к сужению, а в конечном счёте и ликвидации материальной базы военной опасности.

  В Отчётном докладе ЦК 25-му съезду партии Л. И. Брежнев сформулировал программу дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, предусматривающую решение в первую очередь следующих назревших задач:

  «— Неуклонно укрепляя единство братских социалистических государств и развивая их всестороннее сотрудничество в построении нового общества, наращивать их активный совместный вклад в укрепление мира.

  — Добиваться прекращения растущей, опасной для мира гонки вооружений и перехода к сокращению накопленных запасов оружия, к разоружению. В этих целях:

  а) делать все возможное для завершения подготовки нового соглашения между СССР и США об ограничении и сокращении стратегических вооружений, для заключения международных договоров о всеобщем и полном прекращении испытаний ядерного оружия, о запрещении и уничтожении оружия химического, о запрещении создания новых видов и систем оружия массового уничтожения, а также воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях;

  б) предпринять новые усилия для активизации переговоров о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. После достижения договоренности о первых конкретных шагах в этом направлении продолжить в последующие годы дело военной разрядки в указанном районе;

  в) добиваться, чтобы на смену нынешнему постоянному росту военных расходов многих государств пришла практика их систематического сокращения;

  г) принять все меры к скорейшему созыву Всемирной конференции по разоружению.

  — Сосредоточить усилия миролюбивых государств на ликвидации остающихся военных очагов, и прежде всего на осуществлении справедливого и прочного урегулирования на Ближнем Востоке. В связи с таким урегулированием соответствующим государствам рассмотреть вопрос о содействии прекращению гонки вооружений на Ближнем Востоке.

  — Делать все для углубления разрядки международной напряженности, ее воплощения в конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества между государствами. Активно вести линию на полное претворение в жизнь Заключительного акта общеевропейского совещания, развитие мирного сотрудничества в Европе. В соответствии с принципами мирного сосуществования последовательно продолжать развитие отношений долговременного взаимовыгодного сотрудничества в различных областях — в политике, экономике, науке и культуре — с Соединенными Штатами Америки, Францией, ФРГ, Великобританией, Италией, Канадой, а также Японией и другими капиталистическими государствами.

  — Вести дело к обеспечению безопасности в Азии на основе совместных усилий государств этого континента.

  — Стремиться к заключению всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях.

  — Считать одной из важнейших международных задач полную ликвидацию всех остатков системы колониального угнетения, ущемления равноправия и независимости народов, всех очагов колониализма и расизма.

  — Добиваться устранения дискриминации и любых искусственных препятствий в международной торговле, ликвидации всех проявлений неравноправия, диктата, эксплуатации в международных :а экономических отношениях» (Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 25—26). Советская внешняя политика на всех направлениях активно и настойчиво претворяет в жизнь эту программу. Так, на 31-й 1сессии Генеральной Ассамблеи ООН делегация СССР поставила вопрос о заключении Всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях, представила проект такого договора, Меморандум Советского Союза по вопросам прекращения гонки вооружений и разоружения, Заявление Советского правительства о перестройке международных экономических отношений.

  От первого внешнеполитического акта Советской власти — Декрета о мире, Советское государство пронесло через годы преемственность главных принципов ленинской советской внешней политики, направленной на обеспечение мира во всём мире.

  А. А. Громыко.

Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Москва. Кремль. 5 августа 1963. СССР. Внешняя политика.

Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой министром иностранных дел СССР А. А. Громыко. Москва. Кремль. 5 августа 1963.

Внешняя политика СССР
Основные принципы советской внешней политики
  Советская внешняя политика в период создания в СССР социалистического общества.
Советская внешняя политика во время 2-й мировой войны 1939—45
Советская внешняя политика в послевоенный период
Ленинская программа мира в действии
Так же Вы можете узнать о...


Телегония (от теле... и... гония), предполагаемое влияние свойств мужской особи, участвовавшей в предыдущем скрещивании с женской особью, на её потомство, полученное, от скрещивания с др.
Тихон (до пострижения в монахи в 1891 — Василий Иванович Белавин) [19(31).
Тринадцатая конференция РКП(б), состоялась в Москве 16—18 января 1924.
Углезаводск, посёлок городского типа в Долининском районе Сахалинской области РСФСР.
Устюжский летописный свод, общерусский летописный свод; составлен в г.
Физические энциклопедии, справочные научные издания, содержащие систематизированные, наиболее существенные теоретические и прикладные сведения по всем или отдельным разделам физики.
Франкфурт-на-Одере (Frankfurt an der Oder), город в ГДР, порт на р.
Хевеши Дьёрдь Хевеши (Hevesy) Дьёрдь (Георг) (1.8.1885, Будапешт, — 5.
Художественных наук Академия, Российская Академия художественных наук (РАХН), с 1925 Государственная Академия художественных наук (ГАХН), советская научная организация.
Чагос (архипелаг) Чагос (Chagos), архипелаг в Индийском океане.