Стирлинга двигатель

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СТА
СТВ
СТЕ
СТЁ
СТИ
СТЛ
СТО
СТР
СТУ
СТШ
СТЫ
СТЬ
СТЭ
СТЮ
СТЯ

Стирлинга двигатель, двигатель внешнего сгорания, двигатель с внешним подводом и регенерацией тепловой энергии, преобразуемой в полезную механическую работу. Стирлинга двигатель назван по имени английского изобретателя Р. Стирлинга (R. Stirling; 1790—1878), который в 1816—40 создал двигатель с незамкнутым циклом, работавший на подогреваемом воздухе. Двигатель имел несовершенный регенератор (теплообменник), был громоздким и тяжёлым, вследствие чего не нашёл применения. Современый Стирлинга двигатель работает по замкнутому регенеративному циклу (циклу Стирлинга), состоящему из последовательно чередующихся двух изотермических и двух изохорических процессов. Рабочее тело Стирлинга двигатель — гелий или водород под давлением 10—14 Мн/м2 (100—140 кгс/см2) — находится в замкнутом пространстве и во время работы не заменяется, а лишь изменяет объём при нагревании и охлаждении. Регенератор как бы разделяет это пространство на верхнюю (горячую) и нижнюю (холодную) полости (рис. 1). К верхней полости тепло подводится от нагревателя, от нижней отводится охладителем, в котором циркулирует вода. В цилиндре Стирлинга двигатель находятся 2 поршня — рабочий и вытеснитель. Горячая и холодная полости соединяются между собой каналами, проходящими через нагреватель, регенератор и охладитель. Рабочий цикл Стирлинга двигатель осуществляется за 4 такта (рис. 2). В 1-м такте вытеснитель неподвижен, а рабочий поршень перемещается вверх и сжимает холодное рабочее тело в нижней полости. В конце сжатия рабочий поршень останавливается, а вытеснитель движется вниз, холодное сжатое рабочее тело перетекает из нижней полости в верхнюю, подогреваясь сначала в регенераторе, а затем в нагревателе — 2-й такт. 3-й такт — рабочий ход, в течение которого рабочее тело, расширяясь в верхней полости, совершает полезную работу. Во время рабочего хода оба поршня совместно движутся вниз. В 4-м такте рабочий поршень остаётся неподвижным, а вытеснитель движется вверх; рабочее тело из верхней полости поступает в нижнюю, отдавая сначала часть теплоты регенератору, а затем окончательно охлаждаясь в охладителе. Теоретически кпд Стирлинга двигатель вследствие регенерации теплоты может быть равен кпд двигателя внутреннего сгорания, работающего по Карно циклу, в действительности же только приближается к кпд дизеля. Преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение осуществляется ромбическим механизмом (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема двигателя внешнего сгорания: 1 — горячая полость; 2 — нагреватель; 3 — поршень-вытеснитель; 4 — регенератор; 5 — охладитель; 6 — холодная полость; 7 — рабочий поршень; 8 — наружное уплотнение; 9 — зубчатые колеса, синхронизирующие работу поршней; 10 — ромбический механизм. Стирлинга двигатель.

Рис. 1. Схема двигателя внешнего сгорания: 1 — горячая полость; 2 — нагреватель; 3 — поршень-вытеснитель; 4 — регенератор; 5 — охладитель; 6 — холодная полость; 7 — рабочий поршень; 8 — наружное уплотнение; 9 — зубчатые колеса, синхронизирующие работу поршней; 10 — ромбический механизм.

Рис. 2. Схема работы двигателя Стирлинга: I — такт сжатия; II — такт нагревания; III — рабочий ход; IV — такт охлаждения; 1 — рабочий поршень; 2 — холодная полость; 3 — регенератор; 4 — форсунки (горелки); 5 — поршень-вытеснитель; 6 — горячая полость; 7 — охладитель. Стирлинга двигатель.

Рис. 2. Схема работы двигателя Стирлинга: I — такт сжатия; II — такт нагревания; III — рабочий ход; IV — такт охлаждения; 1 — рабочий поршень; 2 — холодная полость; 3 — регенератор; 4 — форсунки (горелки); 5 — поршень-вытеснитель; 6 — горячая полость; 7 — охладитель.

  Разработан многоцилиндровый рядный или V-образный Стирлинга двигатель двойного действия, в каждом цилиндре которого находится только 1 поршень, обеспечивающий сжатие, расширение и вытеснение рабочего тела. Рабочий процесс осуществляется одновременно в двух полостях, расположенных по обеим сторонам поршня. Рабочий поршень каждого цилиндра одновременно является вытеснителем для соседнего цилиндра. Полный рабочий цикл осуществляется за один оборот кривошипа, как в двухтактном двигателе внутреннего сгорания. Такие Стирлинга двигатель обладают уменьшенными габаритами и массой.

  В Стирлинга двигатель топливо сжигается в форсунках (горелках), пламя которых направлено на трубки нагревателя. Горение происходит с большим избытком воздуха, вследствие чего в продуктах сгорания содержится: значительно меньше токсичных веществ, чем в продуктах сгорания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Стирлинга двигатель может работать на любом топливе, включая ядерное.

  Работа Стирлинга двигатель отличается бесшумностью, мягкостью (из-за отсутствия взрывного сгорания), высокой надёжностью и экономичностью (удельный расход топлива приближается к удельному расходу топлива дизеля). Основные недостатки Стирлинга двигатель: большие габариты и масса, высокая стоимость по сравнению с поршневыми двигателями внутреннего сгорания, трудность повышения быстроходности, сложность регулирования и управления, конструктивная сложность уплотнений, которые должны выдерживать большие давления рабочего тела.

  Работы по совершенствованию Стирлинга двигатель направлены на уменьшение массы и габаритов, применение более дешёвых жаростойких материалов и рациональных методов производства, на повышение мощности и экономичности. Наиболее отработаны Стирлинга двигатель для грузовых автомобилей и судов.

 

  Лит.: Смирнов Г. В., Двигатели внешнего сгорания, М., 1967; Белов П. М., Бурячко В. Р., Акатов Е. И., Двигатели армейских машин, ч. 1, М., 1971.

  Н. Ф. Кайдаш

 

Так же Вы можете узнать о...


Полимербензин, полимердистиллят, высокооктановый компонент топлив для поршневых двигателей с искровым зажиганием; получается каталитической полимеризацией пропан-пропиленовой и бутиленовой фракций газов крекинга и риформинга нефти.
Проводная связь, связь, при которой сообщения передаются по проводам посредством электрических сигналов; вид электросвязи.
Разряды, записи распоряжений русского правительства о назначениях служилых людей на военные, гражданские и придворные должности.
Розенберг Альфред Розенберг (Rosenberg) Альфред (12.1.1893, Таллин, — 16.
Сапун, устройство для соединения внутренней полости картеров механизмов с атмосферой.
«Сибирский математический журнал», научный журнал Сибирского отделения АН СССР, публикующий оригинальные статьи советских и иностранных учёных по всем разделам математики.
Совместные уравнения, система уравнений, для которых существует система значений неизвестных, удовлетворяющая всем данным уравнениям.
Стенли Уэнделл Стенли (Stanley) Уэнделл (р. 1904), американский вирусолог; см.
Такин (Budorcas taxicolor), парнокопытное млекопитающее семейства полорогих; единственный представитель рода.
Титания, спутник планеты Уран, диаметр около 1800 км, среднее расстояние от центра планеты около 439 тысяч км, открыт в 1787 В.
Турнефор Жозеф Турнефоp (Tournefort) Жозеф (5.6.1656, Экс-ан-Прованс, — 28.