Стрепетова Полина АнтипьевнаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
П. А. Стрепетова. Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна [4(?).10.1850, Нижний Новгород, ныне Горький, — 4(17).10.1903, Петербург], русская актриса. Не получив театрального образования, Стрепетова Полина Антипьевна многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. Стрепетова Полина Антипьевна Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — актёра М. И. Писарева. На формирование её творчества оказали большое влияние эстетические взгляды В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова. Дебютировала в 1865 в Рыбинске. Выступала в провинции. П. А. Стрепетова в роли Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского). Играла в комедиях, водевилях, драмах, опереттах. Трагедийный талант Стрепетова Полина Антипьевна проявился в ролях Лизаветы и Катерины («Горькая судьбина» Писемского и «Гроза» Островского, 1871, Казань), ставших вершинами её искусства. В числе лучших работ — Степанида («Около денег» Потехина, начала 80-х гг.). Стрепетова Полина Антипьевна — первая на русской сцене раскрыла духовную силу русской женщины. Изображая её бесправие, она подчёркивала в то же время в своих образах мотивы социального протеста. Искренность, огромная эмоциональность, темперамент искупали некоторую неровность игры Стрепетова Полина Антипьевна, недостатки её внешних данных. Значительными достижениями актрисы стали роли Марьи Андреевны («Бедная невеста» Островского), Василисы Мелентьевой («Василиса Мелентьева» Островского и Гедеонова), Марьицы («Каширская старина» Аверкиева). В 1873 Стрепетова Полина Антипьевна была актрисой Общедоступного театра в Москве. Неоднократно выступала в руководимом А. Н. Островским Артистическом кружке. В 1880 играла в Пушкинском театре А. А. Бренко в Москве. В 1881—90 и в 1899—1900 в труппе петербургского Александрийского театра. Исполнила здесь новые роли: Кручинина («Без вины виноватые» Островского), Сарра («Иванов» Чехова). Однако противоречия между Стрепетова Полина Антипьевна, с её идейными и художественными убеждениями и консервативно настроенным руководством императорского театра послужили причиной увольнения артистки из труппы. Выдающееся трагедийное дарование Стрепетова Полина Антипьевна высоко ценили многие деятели искусства. «Как природный талант, это явление редкое, феноменальное..., — писал А. Н. Островский, — Ее среда — женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос — простые, сильные страсти» (Полн. собр. соч., т. 10, 1960, с. 282).
Соч.: Воспоминания и письма, М. — Л., 1934.
Лит.: П. А. Стрепетона. Жизнь и творчество трагической актрисы, М. — Л., 1909; Фельдман З., Полина Антипьевна Стрепетова, М. — Л., 1947: Беньяш Р. М., Пелагея Антипьевна Стрепетова, Л., 1967.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|