Островский Александр Николаевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЯ
ОСА
ОСБ
ОСВ
ОСЕ
ОСЁ
ОСИ
ОСК
ОСЛ
ОСМ
ОСН
ОСО
ОСП
ОСС
ОСТ
ОСУ
ОСФ
ОСЦ
ОСЫ
ОСЬ
ОСЯ

Островский Александр Николаевич [31.3(12.4).1823, Москва, — 2(14).6.1886, Щелыково, ныне Островского района Костромской области], русский драматург. Родился в семье чиновника-юриста; мать — родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье — особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии (1835—40) и на юридическом факультете Московского университета (1840—43; не окончил). Служба в московских судах (1843—51) многое дала Островский Александр Николаевич как писателю. Первые литературные опыты Островский Александр Николаевич в прозе отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях — «Семейная картина»). Литературная известность Островский Александр Николаевич принесла опубликованная в 1850 комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Банкрут»). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые пост. в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

«Свои люди — сочтёмся!». Сцена из спектакля Малого театра. 1923. Островский Александр Николаевич.

«Свои люди — сочтёмся!». Сцена из спектакля Малого театра. 1923.

  В своих литературных дебютах Островский Александр Николаевич придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное» (см. Полное собрание сочинений, т. 13, 1951, с. 141). Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык — первые завоевания реализма молодого Островский Александр Николаевич В комедии «Бедная невеста» (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта. Ранние пьесы Островский Александр Николаевич публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором Островский Александр Николаевич особенно активно сотрудничал и как редактор, и как критик в 1850—51; некоторое время он входил в т. н. «молодую редакцию» журнала, с её членами он был связан тесной личной дружбой. Отчасти под влиянием этого кружка и его главного идеолога А. А. Григорьева в пьесах Островский Александр Николаевич «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) зазвучали мотивы идеализации русской патриархальности, обычаев старины. Эти настроения приглушили критический пафос Островский Александр Николаевич Но вместе с тем в пьесах этого цикла велись поиски положительного содержания народной жизни, были созданы такие самобытные характеры, как Любим Торцов. Выросла в этих пьесах и драматургическая техника Островский Александр Николаевич Начиная с комедии «Не в свои сани не садись», поставленной в 1853 Московской драматической труппой на сценической площадке Большого театра, пьесы Островский Александр Николаевич быстро завоёвывают репертуар: в течение более чем трёх десятилетий почти каждый сезон в московском Малом и петербургском Александринском театрах отмечен постановкой его новой пьесы.

  С 1856 Островский Александр Николаевич — постоянный сотрудник журнала «Современник» — сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1855) не только создан впечатляющий образ Тита Титыча Брускова — воплощение тёмной и грубой силы домашнего самовластья, но и впервые произнесено слово «самодур», закрепившееся за целой галереей типов Островский Александр Николаевич Комедия «Доходное место» (1856) бичевала взяточничество чиновников, ставшее нормой жизни; пьеса «Воспитанница» (1858) была живым протестом против угнетения личности. Достижения этой поры творчества Островский Александр Николаевич увенчивала драма «Гроза» (1859), навеянная, в частности, впечатлениями автора от поездок по городам верхней Волги в 1856 и 1857.

П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880. Островский Александр Николаевич.

П. А. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза». Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880.

  В «Грозе» Островский Александр Николаевич — сатирик и «бытовик» — рисует затхлую атмосферу провинциального городка с её грубостью, ханжеством, властью богатых и «старших». Островский Александр Николаевич — драматический поэт — даёт почувствовать привлекательность другого мира: мира природы, Волги, красоты и трагической поэзии, обаянием которого овеян образ Катерины. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагической любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди. «Тёмное царство» страшно не только внешней силой угнетения, притеснениями Кабанихи и Дикого, но и слабостью душ людей покорных, безвольных — таких как Борис и Тихон. Царство покорности и слепого страха подтачивают у Островский Александр Николаевич две силы: разум, здравый смысл, просвещение, проповедуемые Кулигиным, и чистая душа Катерины, которая — пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры — этому миру враждебна. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Н. А. Добролюбов расценил гордую силу, внутреннюю решимость героини «Грозы» как знак глубокого протеста, зреющего в стране.

  В 60-х гг. Островский Александр Николаевич, верный открытой им теме, продолжал писать бытовые комедии и драмы («Тяжёлые дни», 1863, «Шутники», 1864, «Пучина», 1865), по-прежнему высокоталантливые, но скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский Александр Николаевич обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создал цикл исторических пьес: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861; 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866), «Тушино» (1866).

  Период творческого подъёма Островский Александр Николаевич переживает с конца 60-х гг., когда в его драматургии появляются темы и образы новой пореформенной России. Почти все драматические сочинения Островский Александр Николаевич 70-х и начала 80-х гг. печатались в журнале «Отечественные записки». В блестящем цикле сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии, созданы типы новых дельцов, приобретателей, вырождающихся патриархальных толстосумов и «европеизированных» купцов. Приёмы психологической сатиры Островский Александр Николаевич в эту пору иногда родственны сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина (Глумов в комедии о «мудрецах», Милонов и Бодаев в «Лесе»). Нравственному идеалу драматурга отвечают люди бескорыстного благородства, душевной чистоты: Параша («Горячее сердце»), Аксюша, актёр Несчастливцев («Лес»). Представления Островский Александр Николаевич о счастье, смысле жизни, долге человека воплощены в пьесе «Трудовой хлеб» (1874) и — в форме поэтической утопии — в сказке «Снегурочка» (1873).

К. С. Станиславский в роли Крутицкого. «На всякого мудреца довольно простоты». МХТ. 1810. Островский Александр Николаевич.

К. С. Станиславский в роли Крутицкого. «На всякого мудреца довольно простоты». МХТ. 1810.

  В последние годы творчества Островский Александр Николаевич создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти («Бесприданница», 1878, «Последняя жертва», 1878, «Таланты и поклонники», 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А. П. Чехова: сохраняя характерные черты своей драматургии, Островский Александр Николаевич стремится воплотить «внутреннюю борьбу» в «интеллигентной, тонкой комедии» (см. «А. Н. Островский в воспоминаниях современников», 1966, с. 294).

А. Н. Островский. Островский Александр Николаевич.

А. Н. Островский.

  47 оригинальных пьес Островский Александр Николаевич (вместе с пьесами, написанными в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьевым, П. М. Невежиным, и многочисленными переводами и переделками пьес иностранных авторов) создали обширный репертуар для русской сцены. Драматургия Островский Александр Николаевич, национальная по своим традициям и истокам, дала немало образцов глубокого общечеловеческого содержания. Т. н. «морализм» Островский Александр Николаевич тесно связан с демократической устойчивостью его нравственного идеала. Островский Александр Николаевич обогатил драму опытом социального романа, писал «повести в ролях», по выражению Ф. М. Достоевского (см. «Неизданный Достоевский». Литературное наследство, т. 83, 1971, с. 608). Быт в его пьесах предстаёт не мёртвой бутафорией сословных примет купечества, мещанства или дворянства, а как сгусток отношений людей, способа их мышления, языка. Мастерской диалог, искусство построения пьес Островский Александр Николаевич рождают впечатление естественности действия, живого потока речи, драматически напряжённого или лирически одушевлённого, сверкающего красками юмора.

  Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский Александр Николаевич всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870), писал в правительственные сферы многочисленные «проекты» и «записки» о необходимости реформ для русского театра. За полгода до смерти Островский Александр Николаевич принял художественное руководство московскими театрами (заведующий репертуарной частью).

  Драматургия Островский Александр Николаевич знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр Островский Александр Николаевич содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С. В. Васильев, Л. П. Косицкая, позднее — Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др.). Советский театр признал Островский Александр Николаевич одним из наиболее близких себе театральных классиков.

  В Советском Союзе много сделано для научного изучения творчества Островский Александр Николаевич Проведена большая текстологическая работа, изданы научные сборники и монографии о его драматургии в целом, театральной судьбе отдельных пьес, проблемах языка и стиля. Щелыково, где долгие годы жил, умер и похоронен Островский Александр Николаевич, превращено в музей-заповедник (с 1948). У здания Малого театра в Москве сооружен памятник Островский Александр Николаевич (бронза, гранит, 1924—29, скульптор Н. А. Андреев).

 

  Соч.: Полн. собр. соч. [под ред. М. И.Писарева], т. 1—12, П., 1904—09; Полн. собр. соч., т. 1—16, М., 1949—53; Полн. собр. соч. в 12 тт., т. 1—2 — М., 1973—1974—.

 

  Лит.: Долгов Н. Н., А. Н. Островский, М. — П., 1923; А. Н. Островский — драматург. Сб. ст., под ред. В. А. Филиппова, М., 1946; Ревякин А. И., А. Н. Островский, М., 1949; его же, «Гроза» А. Н. Островского, 3 изд., М., 1962; его же, Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского, М., 1962; Лотман Л. М., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М. — Л., 1961; Холодов Е. Г., Мастерство Островского, М., 1963; Наследие А. Н. Островского и советская культура, М., 1974; А. Н. Островский и литературно-театральное движение XIX—XX веков, Л., 1974; Неизданные письма к А. Н. Островскому, М. — Л., 1932; А. Н. Островский в русской критике. Сб. ст., под ред. Г. И. Владыкина, М., 1953; Денисюк Н. (сост.), Критическая литература о произведениях А. Н. Островского, в. 1—4, М., 1906—07: Коган Л. P., Летопись жизни и творчества А. Н. Островского, [М.], 1953; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924—29. Островский Александр Николаевич.

Памятник А. Н. Островскому в Москве у Малого театра. Скульптор Н. А. Андреев. Бронза, гранит. 1924—29.

  В. Я. Лакшин.

Так же Вы можете узнать о...


Шокальского остров (до 1926 — Агнесса), в Карском м.
Ярыжные люди Ярижные люди, ярыжки, ярыги, название некоторых категорий населения России в 16—18 вв.
Антропологизм, философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
Белковый минимум, наименьшее количество белка в пище, необходимое для сохранения азотистого равновесия в организме.
Буяльский Илья Васильевич [26.7(6.8).1789, с.
Воронежско-Касторненская операция 1919, наступательная операция левого крыла советских войск Южного фронта против белогвардейских казачьих войск генерала А.
Гликемия (от греч. glykys — сладкий и haima — кровь), содержание сахара в крови (норма 80—120 мг%).
Державин Николай Севастьянович [3(15).12.1877, с.
Жиу (Jiu), река в Румынии, левый приток Дуная.
Ирчи Казак (около 1830, Муслимаул, ныне Буйнакского района Дагестанской АССР, — около 1879), кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы.
Кефалиния (Kephallenia), остров в Ионическом море, самый крупный из Ионических островов.
Косиор Иосиф Викентьевич [31.1(12.2).1893 — 3.
Леклерк Филип Мари Леклерк (Leclerc) [настоящая фамилия — де Отклок (de Hauteclocque)] Филип Мари (28.
Марбургская школа, направление в неокантианстве конца 19 — начала 20 веков в Германии.
Моносахариды, органические соединения, одна из основных групп углеводов; содержат гидроксильные группы и альдегидную (альдозы) или кетогруппу (кетозы).
Нововоронежский, посёлок городского типа в Новоусманском районе Воронежской области РСФСР.