Сцена

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СЦБ
СЦЕ
СЦИ

Сцена (лат. scaena, от греч. skēnпалатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Современный тип Сцена сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В древнегреческом театре действие развёртывалось на орхестре — круглой площадке, вокруг которой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал проскений, в древнеримском театре — просцениум. В средние века Сцена служили площади городов и деревень; с расцветом религиозных жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценические площадки различных типов: двухэтажные повозки — педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. Сцена служили помосты во дворах гостиниц, окруженных внутренними галереями. В 17 в. в Англии сложился тип так называемой шекспировской Сцена, представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеческого роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю Сцена, за которыми была внутренняя Сцена, за ней во 2-м ярусе галереи — верхняя Сцена В 1-й половине 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная Сцена с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, архитектор Сцена Серлио). Здесь же в конце 16 — начале 17 вв. возникла кулисная Сцена, где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценического действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм — телариев, в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (архитектор Н. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) — кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европейских Сцена (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 немецкий актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон — декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования сцены-коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технического развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 Сцена становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 — вращающейся (Мюнхен, инженер. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная Сцена начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших современных театральных зданиях).

  Сложившийся тип классической Сцена представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием — зеркалом Сцена (см. Портал). Все размеры Сцена зависят от размеров зеркала Сцена: так, её высота в 2,5—3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала Сцена По вертикали Сцена делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен Сцена (на высоте, превышающей на 1,5—2 м высоту зеркала Сцена) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на которых устанавливаются светотехнические устройства, различные сценические механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащен плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям «проваливаться» от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматических театров обычно врезан поворотный круг. Многие современные театры имеют так называемые карманы Сцена. обеспечивающие непрерывность сценического действия,— помещения в правой и левой сторонах Сцена (их глубина и высота на 2—3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащенные подвижными площадками, на которых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

 

  Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Из веков Н. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М., 1935—40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969.

  Г. В. Шевелев.

Так же Вы можете узнать о...


Приоров Николай Николаевич [29.5(10.6).1885, г.
Рубинштейн Евгения Самойловна [р. 12.1(24.1).
Скорпион (лат. Scorpius), зодиакальное созвездие (см.
Сырдарьинская область, в составе Узбекской ССР.
Тюльган, посёлок городского типа, центр ского района Оренбургской области РСФСР.
Хаммерсмит (Hammersmith), городской округ Большого Лондона в Великобритании.
Шахты (до 1920 — Александровск-Грушевский), город областного подчинения в Ростовской области РСФСР.
Яншао, археологическая крашеной керамики культура 4—3-го тыс.
Аркебуза (франц. arquebuse, от средневерхненем.
Битосси Ренато Битосси (Bitossi) Ренато (31.3.1899, Флоренция, — 6.
Вёрёшмарти Михай Вёрёшмарти (Vorosmarty) Михай (1.12.1800, Капольнашньек, — 19.
Герасимов Михаил Александрович [9(21).10.1884, с.
Декоративное искусство (от лат. decoro — украшаю), обширная область пластических искусств, которая, как архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в неё эстетического и идейно-образного начала.