Уиклиф ДжонБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Уиклиф, Виклиф (Wycliffe, Wiclif, Wyclif) Джон (между 1320 и 1330, графство Йоркшир, — 31.12.1384, Латтеруэрт, графство Лестершир), английский реформатор, идеолог бюргерской ереси. Профессор Оксфордского университета, доктор богословия (с 1372). Автор многочисленных памфлетов и трактатов, переводчик Библии на английский язык. Реформаторское учение Уиклиф Джон явилось выражением идейной борьбы в английском обществе накануне Уота Тайлера восстания 1381. Согласно учению Уиклиф Джон, человеческое общество представляет собой земную «воинствующую церковь»; бог как верховный сюзерен обладает правом владеть всем существующим на земле, но в силу своей милости передаёт всё это людям во временное держание за службу ему, состоящую в «праведном поведении» на основе точного исполнения «божьего закона», обязательного для всех людей, независимо от их социального положения. Обязанности людей в обществе разделены между тремя сословиями: духовенством («проповедниками»), светскими лордами («защитниками») и простым народом («рабочими людьми»). Отстаивая примат светской власти над духовной, Уиклиф Джон выступал за подчинение духовенства королю как «викарию бога» на земле, за секуляризацию церковной собственности, упрощение церковных обрядов, за лишение духовенства социальных привилегий. В 1377 папа Григорий XI осудил учение Уиклиф Джон, но английское правительство взяло Уиклиф Джон под защиту. Идеи Уиклиф Джон были восприняты народными массами как критика феодальных порядков в целом и сыграли важную роль в идеологической подготовке восстания Уота Тайлера. Однако сам Уиклиф Джон дальше борьбы против церковного феодализма не пошёл, считая, что отношения между «господами» и «слугами» должны строиться на основе строгого выполнения взаимных обязанностей. В нарушении сословиями «божьего закона» он видел главную причину восстания 1381 и считал ограничение размера собственности средством предотвращения дальнейших социальных столкновений. В 1382 собор английских епископов осудил учение Уиклиф Джон как еретическое. Констанцский собор в 1415 объявил Уиклиф Джон еретиком. Реформационные идеи Уиклиф Джон оказали влияние на лоллардов в Англии, на Я. Гуса и М. Лютера, а также деятелей английской Реформации.
Публ.: Shirley W. W., A catalogue of the original works of J. Wyclif, Oxf., 1865; Select English works..., v. 1—3, Oxf., 1869 — 1871; The English works..., L., 1902.
Лит.: Сапрыкин Ю. М., Взгляды Джона Уиклнфа на общность имущества и равенство, в сборнике: Средние века, в. 34, М., 1971; Илларионова Е. В., Жизнь и литературная деятельность Джона Виклефа, в сборнике: Из истории западноевропейского средневековья, М., 1972. Ю. М. Сапрыкин.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|