Лютер Мартин

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЛI ЛА ЛЕ ЛЁ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЧ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛЮБ
ЛЮД
ЛЮИ
ЛЮЙ
ЛЮК
ЛЮЛ
ЛЮМ
ЛЮН
ЛЮП
ЛЮР
ЛЮС
ЛЮТ
ЛЮФ
ЛЮЦ
ЛЮЧ
ЛЮЭ

Лютер (Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония, — 18.2.1546, там же), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер Мартин поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви (смотри статью Германия, Исторический очерк), Лютер Мартин выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер Мартин объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом (тезис об «оправдании одной верой»); Лютер Мартин утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер Мартин отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер Мартин отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер Мартин ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютер Мартин нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала 16 века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

  Тезисы Лютер Мартин были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Лютер Мартин Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер Мартин отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 Лютер Мартин публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» Лютер Мартин объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520—21, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться ,и на политическую арену выступил Т. Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер Мартин стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Лютер Мартин искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютер Мартин против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и др.) и особенно против революционной борьбы народных масс. Лютер Мартин указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524—26 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

  Историческое значение деятельности Лютер Мартин прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Лютер Мартин идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов.

  В историю немецкой общественной мысли Лютер Мартин вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютер Мартин перевод на немецкий язык Библии (1522—42), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

 

  Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt 1—4, 1882—1972 (издание продолжается); Hilfsbuch zum Lutherstudium, hrsg. von K. Aland, 3 Aufl., Weimar, 1970.

 

  Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 422—23; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации), в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964; Zschäbitz G., М. Luther, Gröbe und Grenze, Tl 1 (1483—1526), В., 1967; Trebs H., Martin Luther heute, В., 1967.

М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. 1526. Лютер Мартин.

М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. 1526.

  М. М. Смирин.

Так же Вы можете узнать о...


Туль (Toul), город во Франции, в департаментах Мёрт и Мозель.
«Уральская правда», легальная большевистская газета, издавалась в Екатеринбурге (Свердловск) 22 апреля (5 мая) – 24 августа (6 сентября) 1917, орган Уральского обл.
Фигура (в геометрии) Фигура в геометрии, термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф.
Фритюрница (от франц. friture — жаренье, топлёный жир), аппарат для обжарки кулинарных и кондитерских изделий путём погружения их в горячий жир (фритюр).
Хлорогеновая кислота, Cl16H18O9, сложный эфир кофейной (3,4-диоксикоричной) кислоты с одним из стереоизомеров хинной кислоты.
Циклогексан, гексаметилен, гексагидробензол, насыщенный углеводород алициклического ряда (циклоалкан); бесцветная, с характерным запахом жидкость, tпл 6,55 °С, tкип 80,74, плотность 0,778 г/см3 (20 °C); нерастворим в воде, смешивается с эфиром, ацетоном, бензолом.
Чифтлик, чифтлук, читлук (тур. ciftlik, от cift, буквально — пара, упряжка волов), в Османской империи:
Шмаков Фёдор Иванович [р. 16.2 (1.3).1917, Петроград], белорусский советский актёр, народный артист СССР (1975).
Экю (франц. ecu, буквально — щит), старинная французская монета.
Эцтальские Альпы (Otztaler Alpeп), часть Восточных Альп, в Австрии и Италии.