Фонетика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФОБ
ФОВ
ФОГ
ФОД
ФОЙ
ФОК
ФОЛ
ФОМ
ФОН
ФОР
ФОС
ФОТ
ФОФ
ФОХ
ФОШ

Фонетика (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук), раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Фонетика связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

  В отличие от нелингвистических дисциплин, Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

  В соответствии с тем что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в Фонетика различают собственно Фонетика и фонологию.

Различают общую и частную Фонетика, или Фонетика отдельных языков. Общая Фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация или ассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

  В частной Фонетика все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют. Частная Фонетика может быть описательной, или синхронной (см. Синхрония), и исторической, или диахронической, изучающей эволюцию звукового строя языка. Фонетические и фонологические аспекты представляют в частной Фонетика единое целое, т.к. все звуковые единицы выделяются опосредованно через смысловые единицы, существующие в языке.

  В Фонетика широко применяются экспериментальные методы; поскольку при этом используются специальные приборы, эти методы называются также инструментальными. К ним относятся: палатография, при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании, рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение (при кинорентгене), осциллография, позволяющая анализировать длительность, высоту и интенсивность звука, и спектрография, дающая общую акустическую картину звука. В Фонетика применяется метод изучения восприятия тех или иных звуковых явлений носителями языка, что особенно важно для фонологического истолкования этих явлений.

  Фонетика имеет прикладное значение для рационализации письма (графики и орфографии), обучения правильному произношению, особенно на неродном языке, для исправления недостатков речи (логопедия и сурдопедагогика). Данные Фонетика используются для повышения эффективности средств связи.

  Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в.; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х. П. Бонета, Дж. Уиллиса, И. К. Аммана). В конце 18 в. рус. учёным Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в сер. 19 в. Г. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. Брюкке. В работе нем. учёного Э. Зиверса «Grundzüge der Lautphysiologie», 1876 (2 изд. – «Grundzüge der Phonetik», 1881) впервые рассматривалось учение о звуках речи с лингвистической точки зрения. Важную роль в развитии Фонетика сыграли книги Г. Суита, Й. Есперсена, М. Граммона и др.

  В России большую роль в развитии общей фонетики сыграли труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников В. А. Богородицкого и Л. В. Щербы. Большое значение имели работы А. И. Томсона («Общее языковедение», 1906). В сов. языкознании разрабатываются проблемы общей и практической фонетики (работы Р. И. Аванесова, Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич, А. А. Реформатского и др).

 

  Лит.: Матусевич М. И., Введение в общую фонетику, 3 изд., М., 1959: Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Essen О. von, Allgemeine und angewandte-Phonetik, 3 Aufl., В., 1962; Abercrombie D., Elements of general phonetics, Edinburgh, 1967; Manual of phonetics, Arnst., 1968; M a Imberg B., La phonetique, P., 1968.

  Л. Р. Зиндер.

Так же Вы можете узнать о...


Монель-металл, никель-медный сплав, легированный железом, марганцем и др.
Русско-английские соглашения . Соглашение 1873 О «буферном» поясе в Средней Азии заключено в результате переговоров между русским и английским правительствами, состоявшимися в октябре 1872 — январе 1873.
Хельсинкский университет, Гельсингфорсский университет (Helsingin yliopisto, Helsingfors universitet), основан в 1640 в г.
Боли Анри Боли, Болиг (Baulig) Анри (1877, Париж, — 1962), французский географ.
Зелинский Корнелий Люцианович [6(18).1.1896, Москва, — 25.
Мархвица Ханс Мархвица (Marchwitza) Ханс (25.6.1890, Шарлей, Верхняя Силезия, — 17.
Пыльная буря, сильный ветер, способный переносить миллионы т пыли на расстояние до нескольких тыс.
Уэлен, мыс на побережье юго-восточной части Чукотского моря, к З.
Бакбо (район Вьетнама) Бакбо, крупный район Вьетнама, охватывающий северную часть страны, б.
Договорная теория происхождения государства, см.
Лиелупе (река в Латвийской ССР) Лиелупе, река в Латвийской ССР, образуется слиянием рр.
Полевые уставы, в Вооруженных Силах СССР официальные документы, определяющие основные положения и требования подготовки и ведения соединениями и частями общевойскового боя, передвижения и расположения на месте войск в различных условиях боевой обстановки, управления войсками.
Томир Пьер Филипп Томир (Thomire) Пьер Филипп (6.12.1751, Париж, — 9.
Амиловые спирты, C5H11OH, предельные одноатомные спирты.
Грюн Виктор Грюн (Gruen) Виктор (р. 18. 7. 1903, Вена), американский архитектор.
Кричевский Михаил (год рождения неизвестен, родился около Бреста, — 31.
Параметрическое возбуждение колебаний, возбуждение колебаний, наступающее в колебательной системе в результате периодических изменения величины какого-либо из «колебательных параметров» системы (т.
Судопроизводство, порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел (соответственно различается уголовное и гражданское С.
Юстедальсбре (Jostedalsbre), ледниковый комплекс в Норвегии, на плоскогорье Юстедаль, между Нур-фьордом и Согне-фьордом.