Шабби Абу-ль-КасимБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Шабби, аш-Шабби Абу-ль-Касим (1909, деревня Шаббия, близ Таузера, — 1934, Тунис), тунисский поэт, один из первых романтиков в арабской поэзии, классик современной литературы Туниса. Сын мусульманского судьи, воспринявший через отца влияние М. Абдо и других реформаторов ислама. В начале 20-х гг. учился в высшем мусульманском духовном училище Зейтуна (г. Тунис), окончил Тунисскую школу права (1930). Печатался с 1926. В совершенстве владея классической традицией арабской поэзии, Шабби Абу-ль-Касим противопоставил ей «поэзию чувства» французского романтизма, с которым был знаком по переложениям на арабский язык произведений А. де Мюссе, А. Ламартина, Т. Готье. Романтический разрыв идеала с действительностью проявился у Шабби Абу-ль-Касим как осознание трагического противоречия между современным ему тунисским обществом («мёртвым миром» «старых гробниц») и стремлением к обновлению жизни с позиции внутренней свободы личности (сборник «Песни жизни», опубликован 1955). В 1929 в публичной лекции «Поэтическое воображение у арабов» (тогда же изданной) Шабби Абу-ль-Касим подверг критическому анализу арабское классическое наследие и резко выступил против господствовавшего в его время традиционализма, в котором видел самоизоляцию арабской литературы как от жизни, так и от других литератур мира.
Соч.: Агани аль-хайя, 2 изд., Тунис, 1966; аль-Хайяль аш-шири инда-ль-араб, Тунис, 1961; Расаиль Аби-ль-Касим аш-Шабби, Тунис, 1966.
Лит.: Куделин А. Б., О путях развития новой арабской поэзии, в кн.: Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, М., 1975; Намитокова З. А., Литература Туниса, в кн.: Современные литературы Африки, М., 1973. М. С. Киктев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|