Щепкин Михаил СеменовичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
М. С. Щепкин. Щепкин Михаил Семенович [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл., — 11(23).8.1863, Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 впервые выступил в школьном спектакле (Розмарин — «Вздорщица» Сумарокова). В 1801—03 играл в домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта). Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 в курской труппе Барсовых. В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге России), завоевав вскоре положение первого комического актёра. В 1822 по проведённой подписке был выкуплен не волю. На провинциальной сцене Щепкин Михаил Семенович исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щепкин Михаил Семенович проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценического искусства. В 1823 Щепкин Михаил Семенович был принят в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). Формированию общественных и художественных взглядов Щепкин Михаил Семенович способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко и др.). Щепкин Михаил Семенович был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность Щепкин Михаил Семенович приобрела в 30—40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценического искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щепкин Михаил Семенович утверждал важную гражданскую миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветительского и критико-обличительной функции. Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные законы искусства актёра, разработал метод сценического творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего творческого процесса «общей идее», Щепкин Михаил Семенович говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в «душу роли», влезать «... так сказать, в кожу действующего лица...» («Записки. Письма...», 1952, с. 250). Свои лучшие образы артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки; 1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щепкин Михаил Семенович показал его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной достоверности достиг Щепкин Михаил Семенович в роли Городничего («Ревизор» Гоголя, 1836), поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя — «Женитьба» (Подколёсин и Кочкарёв), «Игроки» (Утешительный), «Тяжба» (Бурдюков); Пушкина — «Скупой рыцарь» (Барон). М. С. Щепкин и Н. В. Репина в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье. Др. сторона творчества Щепкин Михаил Семенович связана с воплощением образов людей из народа. В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка-Полтавка» Котляревского), Шельменко («Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щепкин Михаил Семенович в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса. «Торжество его искусства,— писал Белинский, — состоит... в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). С психологической глубиной, трогательностью играл Щепкин Михаил Семенович роли Мошкина и Кузовкина («Холостяк» и «Нахлебник» Тургенева). Одна из лучших ролей Щепкин Михаил Семенович последнего периода — Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах А. Н. Островского (Любим Торцов — «Бедность не порок» и др.), Мольера (Гарпагон—«Скупой»), Шекспира (Полоний — «Гамлет») и др. Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щепкин Михаил Семенович выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции сценического реализма, заложенные Щепкин Михаил Семенович, сыграли большую роль в практике Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щепкин Михаил Семенович и проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К. С. Станиславским (см. Станиславского система).
Лит.: М. С. Щепкин. Записки. Письма.— Современники о Щепкине, М., 1952; Алперс Б. В., Михаил Семенович Щепкин (1788¾1863), М., 1943; Клинчин А. П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; Гриц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М., 1966].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|