Гоголь Николай Васильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Гоголь Николай Васильевич [20.3(1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл., — 21.2(4.3).1852, Москва], русский писатель. Родился в семье небогатых помещиков В. А. и М. И. Гоголь-Яновских. Отец Гоголь Николай Васильевич написал несколько комедий на украинском языке. Образование Гоголь Николай Васильевич получил в Нежинской гимназии высших наук (1821—1828), где проявились его интерес к литературе и живописи и незаурядный актёрский талант. Характерным для общественных настроений Гоголь Николай Васильевич в этот период было его поведение в «деле о вольнодумстве», когда он выступил на стороне профессора Н. Гоголь Николай Васильевич Белоусова, подвергшегося гонению за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Гоголь Николай Васильевич мечтал о высоком гражданском поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург. Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться от своего намерения. Гоголь Николай Васильевич меняет несколько мест службы, пробует преподавать историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его занятия.

  В 1829 Гоголь Николай Васильевич опубликовал под псевдонимом В. Алов идиллию «Ганц Кюхельгартен», которая успеха не имела. В 1831 состоялось его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголь Николай Васильевич как писателя. Литературную известность Гоголь Николай Васильевич принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—32). В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород»; в том же году В. Гоголь Николай Васильевич Белинский назвал Гоголь Николай Васильевич «... главою литературы, главою поэтов» (Полн. собр. соч., т. 1, 1953, с. 306). Вершиной творчества Гоголь Николай Васильевич — драматурга явился «Ревизор», вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене в 1836. Сатирическая сила этого произведения была такова, что автор навлек на себя ожесточённые нападки реакционных кругов. Это и неудовлетворённость петербургской постановкой «Ревизора», низводившей социальную комедию до уровня водевиля, вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Гоголь Николай Васильевич уехал за границу и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Гоголь Николай Васильевич работал над главным своим созданием — романом-поэмой «Мёртвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трёх томов. Гоголь Николай Васильевич издал только 1-й том (1842), который вызвал ещё более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор». В массе различных толкований поэмы наиболее верной оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как «... противоречие общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом...» (Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 431). Вскоре вышли «Сочинения» Гоголь Николай Васильевич в 4 тт., где появилась повесть «Шинель»; вместе с «Мёртвыми душами» она стала своеобразным манифестом критического направления в русской литературе.

«Ревизор». Хлестаков. Акварель Ю. Коровина. 1952. Гоголь Николай Васильевич.

«Ревизор». Хлестаков. Акварель Ю. Коровина. 1952.

<a target=Н. В. Гоголь. Гоголь Николай Васильевич." alt="«Мёртвые души». Титульный лист первого издания (выполнен по рис. Н. В. Гоголя)."

Н. В. Гоголь. Гоголь Николай Васильевич.

Н. В. Гоголь.

«Мёртвые души». Титульный лист первого издания (выполнен по рис. Н. В. Гоголя).

«Мёртвые души». Плюшкин. Илл. П. М. Боклевского. 60-е гг. 19 в. Гоголь Николай Васильевич.

«Мёртвые души». Плюшкин. Илл. П. М. Боклевского. 60-е гг. 19 в.

  Последующее творчество Гоголь Николай Васильевич протекает всё более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мёртвых душ» реалистичное воплощение, Гоголь Николай Васильевич выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мёртвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворённости не покидало Гоголь Николай Васильевич В ночь на 12(24) февраля 1852, находясь в болезненном состоянии, он сжёг рукопись 2-го тома романа.

  Значение Гоголь Николай Васильевич для русского общества Н. Гоголь Николай Васильевич Чернышевский выразил словами: «Он пробудил в нас сознание о нас самих...» (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 20). Объектом художественного изображения Гоголь Николай Васильевич избрал те стороны жизни, которые до него считались уделом «низких» жанров в искусстве. Основой действия в своих произведениях Гоголь Николай Васильевич сделал «выгодную женитьбу», «стремление достать выгодное место» и т.п. мотивы, воссоздавшие живую картину нравов николаевской эпохи. Одновременно Гоголь Николай Васильевич, продолжая дело, начатое Пушкиным, обогатил литературный язык, максимально приблизив его к разговорному.

  В окружающей жизни Гоголь Николай Васильевич остро волновали её бездуховность, господство узкоэгоистических и меркантильных интересов. Он высмеивал внутреннюю пустоту провинциальных «существователей» («Иван Федорович Шпонька и его тётушка», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Коляска»). Драматические произведения Гоголь Николай Васильевич («Женитьба», «Ревизор», так называемые «драматические отрывки») показывают, что за «приличной» оболочкой служебных, семейных и бытовых отношений кроются полная внутренняя разобщённость людей и глубокие социальные антагонизмы. В петербургских повестях («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Шинель») тема иерархической раздробленности общества и страшного одиночества человека приобретает трагическое звучание. Этому укладу жизни Гоголь Николай Васильевич противопоставил идеалы «воли», человеческого братства, высоких духовных ценностей. Как гармоничное общество, где человек свободен от условностей буржуазной цивилизации, где интересы личности слиты с интересами коллектива, показана у Гоголь Николай Васильевич Запорожская Сечь («Тарас Бульба»). В «Старосветских помещиках» самозабвенная преданность друг другу, доброта двух старичков противопоставлены ненатуральной жизни петербургского общества. Художник, весь отдавшийся искусству, противостоит тому, кто погубил свой талант ради денег и дешёвого успеха («Портрет»).

«Записки сумасшедшего». У подъезда. Рис. И. Е. Репина. 1870. Гоголь Николай Васильевич.

«Записки сумасшедшего». У подъезда. Рис. И. Е. Репина. 1870.

«Тарас Бульба». Илл. Е. А. Кибрика. 1945. Гоголь Николай Васильевич.

«Тарас Бульба». Илл. Е. А. Кибрика. 1945.

  Идеалы Гоголь Николай Васильевич несовместимы с нормами морали феодально-буржуазного общества. Вместе с тем коренной чертой эстетики Гоголь Николай Васильевич было стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь. Служение гражданским идеалам, не осуществившееся на государственном поприще, Гоголь Николай Васильевич делает целью своего художественного творчества. Концепцию искусства как общественно-преобразующей силы он с наибольшей полнотой выразил в «Театральном разъезде», «Портрете», 7-й главе «Мёртвых душ». «... Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...", — писал Гоголь Николай Васильевич (Полн. собр. соч., т. 8, 1952, с. 298). С этих позиций создавались «Ревизор» и «Мёртвые души». Отказываясь признать морально-психологический облик своих отрицательных героев подлинно человеческим достоянием, Гоголь Николай Васильевич, говоря словами Герцена, «срывает с них человеческую личину» (Собр. соч., т. 13, 1958, с. 175). Уподобление персонажей животным или неодушевлённым предметам — основной приём гоголевского гротеска. Его реализм определяется типичностью черт общественной психологии, положенных в основу образа. Гоголь Николай Васильевич запечатлел нравственный облик современного общества в образах такой колоссальной психологической ёмкости, что они приобрели нарицательное значение, пережив породившую их эпоху. Показав паразитический и антинародный характер николаевской бюрократии и поместного дворянства, произведения Гоголь Николай Васильевич возвестили историческую исчерпанность феодальных отношений в России.

  Другая сторона творческой программы Гоголь Николай Васильевич состояла в том, чтобы указать обществу «пути к прекрасному». Эта проблема явилась центральной при создании 2-го тома «Мёртвых душ». Неразрешимость её для Гоголь Николай Васильевич была обусловлена тем, что писатель хотел прийти к преобразованию общества путём морального возрождения каждой отдельной личности, его составляющей. Сами же государственные институты царской России могли оставаться при этом, по мысли Гоголь Николай Васильевич, неприкосновенными. Непонимание экономической и политической обусловленности общественных отношений, сочувствие романтической концепции истории, согласно которой русская нация считалась свободной от внутрисословной вражды, привели Гоголь Николай Васильевич в начало 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде всего утвердится принцип человеческого братства. Он ищет в русском человеке те высокие душевные качества, которые послужили бы залогом осуществления этого идеала. Все лучшие свойства национального характера Гоголь Николай Васильевич находит в народной среде, у представителей трудового крестьянства; они олицетворяют живой дух нации в царстве мёртвых душ, нарисованных писателем. Однако, представляя нацию в духе исторических воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Гоголь Николай Васильевич считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравственные черты и в среде господствующих классов. В этой ошибочной теории — основа творческой трагедии Гоголь Николай Васильевич Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Гоголь Николай Васильевич трактовал свой общественный идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние годы жизни религиозность писателя. Отрицание моральных основ существующего общества (многие главы «Выбранных мест» были запрещены цензурой) совмещается у Гоголь Николай Васильевич с признанием монархии, церкви и крепостного права; утверждение важнейшей общественной роли крестьянства («Блаженство всей земли сеют. Пропитанье миллионов сеют» — Полн. собр. соч., т. 7, 1951, с. 72) — с попыткой создать образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика «Выбранных мест из переписки с друзьями» содержится в знаменитом письме Белинского к Гоголь Николай Васильевич (1847). Н. Гоголь Николай Васильевич Чернышевский охарактеризовал Гоголь Николай Васильевич как «... мученика скорбной мысли и благих стремлений» (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 776).

  Внутренняя сложность гоголевского творчества, получившего мировую известность, обусловила острую дискуссионность его оценок в критике. Различные школы в русском и зарубежном литературоведении давали многочисленные толкования его противоречивых сторон. Позиция современной науки в этой дискуссии определяется тем осмыслением наследия Гоголь Николай Васильевич, начало которому положено в трудах русских революционных демократов. Так, вслед за Чернышевским, введшим понятие «гоголевского периода» русской литературы, советская наука раскрывает могучее влияние творчества Гоголь Николай Васильевич на всё последующее развитие русского критического реализма. Многочисленные работы о Гоголь Николай Васильевич, переиздания его сочинений, воплощение его образов на сцене и на экране, в музыке и живописи как в СССР, так и за рубежом подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого русского писателя во всём мире.

  Гоголь Николай Васильевич был погребён на кладбище Данилова монастыря в Москве; в 1931 прах перенесён на Новодевичье кладбище.

 

  Соч.: Сочинения, под ред. Н. Тихонравова, 10 изд., т. 1—7, М., 1889—96; Полн. собр. соч., т. 1—14, М., 1937—52.

 

  Лит.: Белинский В. Гоголь Николай Васильевич, О Гоголе. Статьи, рецензии, письма, М., 1949; Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников, М.—Л., 1952; Шенрок В. И., Материалы для биографии Н. В. Гоголя, т. 1—4, М., 1892—98; Машинский С. И., Гоголь и «дело о вольнодумстве», М., 1959; Н. В. Гоголь в русской критике, М., 1953; Гиппиус В. В., Творческий путь Гоголя, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. — Л., 1966; Белый А., Мастерство Гоголя, М. — Л., 1934; Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, 4 изд., Иваново-Вознесенск, 1928; Поспелов Гоголь Николай Васильевич Н., Творчество Н. В. Гоголя, М., 1953; Храпченко М. Б., Творчество Гоголя, 3 изд., М., 1959; Степанов Н. Л., Гоголь. Творческий путь, 2 изд., М., 1959; Гуковский Гоголь Николай Васильевич А., Реализм Гоголя, М., 1959; Ермилов В. В., Гений Гоголя, М., 1959; Войтоловская Э. Л., Степанов А. Н., Н. В. Гоголь. Семинарий, Л., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л.,1962; Морщинер М. С., Пожарский Н. И., Библиография переводов на иностранные языки произведений Н. В. Гоголя, М., 1953.

  Е. А. Смирнова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кремьё Исаак Адольф Кремьё (Crémieux) Исаак Адольф (30.
Шифрин Ниссон Абрамович [16(28).6.1892, Киев, — 3.
Меровинги (позднелат. Merovingi), первая королевская династия во Франкском государстве (прекратилась в 751).
Арктического института острова, группа из 4 островов и нескольких песчаных кос в Карском море, в 140 км к З.
Ортокузенный брак, форма брака; см. Кузенный брак.
Вентилятор (от лат. ventilo — вею, махаю), машина для подачи воздуха или др.
«Рабочая партия политического освобождения России», организация народническо-эсеровского направления; возникла в конце 90-х гг.
Гусятин, посёлок городского типа, центр ского района Тернопольский обл.
Сокотра (Socotra, Sokotra), группа островов (самый крупный — о.
Инсубры (лат. Insubres), кельтское племя, осевшее в Северной Италии в долине р.
Уклад, сырцовая сталь, которую получали из железной крицы.
Кошалинское воеводство (Wojewodztwo Koszalińskie), административная единица на северо-западе Польши, в пределах Поморского поозёрья.
Шацкий Станислав Теофилович [1(13). 6.1878, с.
Международный проект верхней мантии Земли, проект «Верхняя мантия и ее влияние на развитие земной коры», международная программа из учения строения земной коры и подстилающей ее оболочки — верхней мантии Земли.
Анэнцефалия (от греч. an — отрицательная частица и enkephalos — мозг), врождённое отсутствие головного или спинного мозга.
Оперативная пауза, временный перерыв в проведении активных боевых действий воюющими сторонами на данном фронте или театре военных действий.
Васпураканское царство, армянское феодальное государство династии Арцрунидов, возникшее в 908 в области Васпуракан.
Пуассон Симеон Дени Пуассон (Poisson) Симеон Дени (21.6.1781, Питивье, департамент Луара, — 25.