Малый театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МАА
МАБ
МАВ
МАГ
МАД
МАЕ
МАЁ
МАЖ
МАЗ
МАИ
МАЙ
МАК
МАЛ
МАМ
МАН
МАО
МАП
МАР
МАС
МАТ
МАУ
МАФ
МАХ
МАЦ
МАЧ
МАШ
МАЭ
МАЮ
МАЯ

Малый театр государственный ордена Ленина академический, старейший русский драматический театр в Москве. Официально под этим названием открыт 14 (26) октября 1824, но формирование постоянной драматической труппы в Москве началось ещё с 50-х годов 18 века. В 1757 при Московском университете был создан театр (с 1759 — публичный), получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 он стал называться московским Российским театром. В 1780 на его основе был организован Петровский театр, работавший в здании, построенном антрепренёром М. Медоксом на месте современного Большого театра (на бывшей Петровской площади; назывался также Театром Медокса). В 1806 труппа театра вошла в систему казённых, так называемых императорских, театров. Искусство Малый театр оказало большое воздействие на развитие русской культуры, способствовало утверждению реализма и революционного романтизма на русской сцене. Деятельность театра была связана со становлением передовой общественной мысли, ростом освободительного движения. Своими спектаклями он укреплял чувство протеста против гнёта самодержавия, крепостничества и реакции, выступал в защиту человеческого достоинства, утверждал истинный патриотизм (постановки комедий Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, В. В. Капниста, трагедий В. А. Озерова). В актёрском искусстве Малый театр всегда сочетались две основные линии — глубокий жизненный реализм, основоположником которого был М. С. Щепкин, и страстный революционный романтизм, крупнейшим представителем которого стал П. С. Мочалов. Щепкин утвердил на подмостках Малый театр комедии А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. Премьеры «Горе от ума» Грибоедова (1831) и «Ревизора» Гоголя (1836) стали важнейшими событиями ранней истории Малый театр Творчество Мочалова связало русскую сцену с драматургией У. Шекспира и Ф. Шиллера. В. Г. Белинский посвятил искусству Малый театр ряд статей, поддерживая передовые устремления его актёров, гуманизм и правдивость их творчества, резко возражал против консервативно-охранительных тенденций в репертуаре. С 1853 основным драматургом Малый театр становится А. Н. Островский — здесь было поставлено 47 его драм и комедий. На драматургии Островского сложился замечательный актёрский талант П. М. Садовского и актёрской семьи Садовских. В середине 19 века на сцене Малый театр выступали крупнейшие актёры И. В. Самарин, В. И. Живокини, С. В. Шумский, ставились пьесы И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, драмы А. С. Пушкина. Деятельность Малый театр привлекала сочувственное внимание Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, чьи статьи способствовали усилению демократической и реалистической направленности в его деятельности. В Малый театр сложилось искусство ансамблевой актёрской игры; уроки великого реалиста Щепкина обрели значение традиций, которыми дорожит и которые развивает труппа Малый театр С начала 70-х годов 19 века на сцене Малый театр стремительно расцвёл пламенный талант М. Н. Ермоловой, создавшей образы народных героинь (Иоанна в «Орлеанской деве» Шиллера, Лауренсия в «Овечьем источнике» Лопе де Вега и другие). Реализм школы Щепкина и романтическая героика, свойственная актёрским образам Мочалова и Ермоловой, находили живой отклик у демократически настроенной аудитории Малый театр — в 19 веке театр этот называли «вторым Московским университетом», подчёркивая тем самым важную воспитательную роль его искусства. К концу 19 века значение деятельности Малый театр ослабевает. Возросшее давление реакции привело к тому, что на его сцене доминирующее положение стали занимать ремесленные пьесы и развлекательные фарсы. Однако виднейшие актёры — Ермолова, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский, А. И. Южин, М. П. и О. О. Садовские раскрывали свои дарования главным образом в постановках русской и зарубежной классики. Попытки обновления искусства Малый театр, предпринимавшиеся в конце 19 — начале 20 веков прежде всего А. П. Ленским, встречали упорное сопротивление царской администрации и оказались малоэффективными.

  С первых лет Советской власти искусство Малый театр сблизилось с революционной современностью. В 1919 ему присвоено звание академического. Такие спектакли, как «Посадник» А. К. Толстого (1918), «Старик» Горького (1919), «Оливер Кромвель» Луначарского (1921), и многочисленные постановки классической драматургии свидетельствовали о жизнеспособности коллектива, о новом подъёме искусства его лучших актёров — Н. К. Яковлева, Е. К. Лешковской, О. А. Правдина, В. О. Массалитиновой, В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, М. Ф. Ленина, А. А. Остужева, С. Л. Кузнецова, П. М. Садовского, М. М. Климова и многих других. С успехом продолжали выступать корифеи театра М. Н. Ермолова и А. Н. Южин. Спектакль «Любовь Яровая» Тренева (1926, в главной роли В. Н. Пашенная) показал, что революция отозвалась в искусстве Малый театр приливом творческих сил и художественным новаторством. Дальнейшие постановки советских пьес («Огненный мост» Ромашова, 1929; «Скутаревский» Леонова, 1934; «Слава» Гусева, 1936; «Богдан Хмельницкий», 1939, «В степях Украины», 1941, Корнейчука) и классических произведений («Растеряева улица» по Успенскому, 1929; «Враги», 1933, «Варвары», 1941, Горького; «Отелло» Шекспира, 1935, «Уриэль Акоста» Гуцкова, 1940, с А. А. Остужевым в ролях Отелло и Акосты; «Горе от ума» Грибоедова, 1938), а также пьес А. Н. Островского («Бешеные деньги», 1933, «На всякого мудреца довольно простоты», 1935, «Лес», 1937, «Волки и овцы», «Правда хорошо, а счастье лучше», оба в 1941) означали принципиально новый этап развития искусства Малый театр, обогащенного методом социалистического реализма. В 1937 в спектакле «На берегу Невы» Тренева на сцене Малый театр впервые был создан образ В. И. Ленина. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в Малый театр поставлен ряд вдохновенных патриотических спектаклей («Фронт» Корнейчука, 1942; «Нашествие» Леонова, 1943), бригады актёров театра и его фронтовой филиал выступали в частях действующей армии. В 30—50-е годы интенсивно работали режиссёры К. П. Хохлов, И. Я. Судаков, К. А. Зубов, Л. А. Волков, А. Д. Дикий, среди актёров выделялись П. М. Садовский, Н. Н. Рыбников, М. М. Климов, И. В. Ильинский, М. М. Блюменталь-Тамарина, В. Н. Пашенная, М. И. Царёв, Е. М. Шатрова, Д. В. Зеркалова, Н. А. Светловидов, Е. Н. Гоголева, Н. А. Анненков, М. И. Жаров. Сохраняя славу «дома Островского», Малый театр систематически ставит его драмы и комедии, одновременно расширяя классический репертуар, воплощая произведения Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого, У. Шекспира, В. Гюго, инсценировки произведений Ф. М. Достоевского, У. Т. Теккерея, Г. Флобера. В репертуар широко включаются пьесы советских драматургов: А. Е. Корнейчука, К. М. Симонова, В. С. Розова, С. И. Алешина, А. В. Софронова и многих других. В 50—60-е годы созданы спектакли: «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (1956) с И. В. Ильинским в роли Акима, режиссер Б. И. Равенских; «Вечный источник» Д. Зорина (1957), «Иванов» Чехова (1960), «Дачники» Горького (1964), «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского (1970) — режиссер Б. А. Бабочкин; «Маскарад» Лермонтова (1962) и «Оптимистическая трагедия»Вишневского (1967) — режиссер Л. В. Варпаховский; в начале 70-х годов: «Перед заходом солнца» Гауптмана (режиссер Л. Е. Хейфиц), «Птицы нашей молодости» Друцэ (режиссеры Унгуряну и Равенских) — оба в 1972; «Пучина» Островского (режиссер П. П. Васильев), «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (режиссер Равенских) — оба в 1973. Художественными руководителями и главными режиссёрами Малый театр были: А. И. Южин (1923—27), И. Я. Судаков (1937—43), П. М. Садовский (1944—47), К. А. Зубов (1947—56), М. И. Царёв (1957—62), Е. Р. Симонов (1963—70).

  В труппе театра (1973): народные артисты СССР Н. А. Анненков, Б. А. Бабочкин, Е. Н. Гоголева, М. И. Жаров, И. В. Ильинский, И. А. Любезнов, Н. А. Рыжов, В. И. Хохряков, Е. А. Шатрова, М. И. Царёв; народные артисты РСФСР Н. А. Белёвцева, Э. А. Быстрицкая, Е. П. Велихов, В. Д. Доронин, Т. А. Еремеева, Д. В. Зеркалова, В. В. Кенигсон, В. И. Коршунов, К. А. Ликсо, С. Е. Маркушев, Р. Д. Нифонтова, Н. В. Подгорный, Д. Н. Павлов, К. Ф. Роек, Е. В. Самойлов, Е. М. Солодова, Б. В. Телегин, С. Н. Фадеева, заслуженные артисты РСФСР Н. Л. Афанасьев, Б. Ф. Горбатов, Ю. И. Каюров, Н. И. Корниенко, Г. И. Куликов, Л. В. Юдина и другие. Главный режиссёр (с 1970) — народный артист СССР Б. И. Равенских. Директор (в 1950—63 и с 1970) — М. И. Царёв. В 1937 Малый театр награжден орденом Ленина. При театре работает театральная школа, ведущая начало от организованного в 1809 Московского театрального училища (с 1938 — Театральное училище имени М. С. Щепкина). Малый театр гастролировал за рубежом (Румыния, Польша, Болгария, Чехословакия), спектакли «Власть тьмы» и «Коллеги» по Аксенову показывались в Париже на фестивале драматического искусства в 1962.

  Здание Малый театр, построенное в 1820—1824 по проекту архитектора О. И. Бове архитектором А. Элькинским как частный дом купца Варгина, перестраивалось под театр в 1838—40 архитектором К. А. Тоном и было реконструировано в 1947 по проекту архитектора А. П. Великанова. В 1929 перед зданием театра установлен памятник А. Н. Островскому (бронза, гранит, скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков).

 

Лит.: Белинский о драме и театре, М. — Л., 1948; Сто лет Малому театру. 1824—1924, М., [1924]; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; 3ограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960.

Сцена из спектакля «Доходное место». А. Н. Островского (Жадов — С. В. Шумский, Юсов — П. М. Садовский, Белогубов — А. А. Рассказов). 1863. Малый театр.

Сцена из спектакля «Доходное место». А. Н. Островского (Жадов — С. В. Шумский, Юсов — П. М. Садовский, Белогубов — А. А. Рассказов). 1863.

Сцена из спектакля «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Кручинина — М. Н. Ермолова, Незнамов — А. А. Остужев). 1908. Малый театр.

Сцена из спектакля «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Кручинина — М. Н. Ермолова, Незнамов — А. А. Остужев). 1908.

П. С. Мочалов в роли Фингала («Фингал» В. А. Озерова). Малый театр.

П. С. Мочалов в роли Фингала («Фингал» В. А. Озерова).

М. С. Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева. 1862. Малый театр.

М. С. Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева. 1862.

Сцена из спектакля «Нашествие» Л. М. Леонова. 1943. Малый театр.

Сцена из спектакля «Нашествие» Л. М. Леонова. 1943.

Сцена из спектакля «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. 1956. Малый театр.

Сцена из спектакля «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. 1956.

Сцена из спектакля «Дачники» М. Горького. 1964. Малый театр.

Сцена из спектакля «Дачники» М. Горького. 1964.

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия». В. В. Вишневского. 1967. Малый театр.

Сцена из спектакля «Оптимистическая трагедия». В. В. Вишневского. 1967.

Сцена из спектакля «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. 1926. Малый театр.

Сцена из спектакля «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. 1926.

Сцена из спектакля «Перед заходом солнца». Г. Гауптмана. 1972. Малый театр.

Сцена из спектакля «Перед заходом солнца». Г. Гауптмана. 1972.

Сцена из спектакля «Горе от ума» А. С. Грибоедова. 1938. Малый театр.

Сцена из спектакля «Горе от ума» А. С. Грибоедова. 1938.

А. П. Ленский в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Малый театр.

А. П. Ленский в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова).

Сцена из спектакля «Отелло» У. Шекспира. 1935. Малый театр.

Сцена из спектакля «Отелло» У. Шекспира. 1935.

  К. Л. Рудницкий.

Так же Вы можете узнать о...


Ромб

(греч.
Сербедары, сарбадары (перс., буквально — висельники), участники народно-освободительного движения в Иране и Средней Азии в 14 в.
Спинной мозг (medulla spinalis), отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, расположенный в позвоночном канале; больше других отделов центральной нервной системы сохранил черты примитивной мозговой трубки хордовых.
Таусон Владимир Оттонович [5(17).2.1894, Рязань, — 28.
Турья (река в Свердловской обл.) Турья, река в Свердловской области РСФСР, правый приток р.
«Фонд вольной русской прессы», организация рус.
Цепная передача, механизм, в котором передача механической энергии на расстояние осуществляется цепью, охватывающей звёздочки (цепные зубчатые колёса).
Штангензубомер, см. Штангенинструмент.
Ян Чжэнь-нин Янг Ян Чжэнь-нин, Янг (Yang) (р. 22.9.1922, Хэфэй, провинция Аньхой), китайский физик: работает в США.
Ангорская порода коз, древняя шёрстная порода коз.
Баптистерий (греч. baptisterion — кyпель), крещальня, помещение для крещения; в странах Западной Европы Б.
Боскет (франц. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица), посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов.
Взрывное штампование, штампование металлов, главным образом листовых, при котором давление создаётся энергией взрыва бризантного взрывчатого вещества, пороха или газовой смеси через передающую (промежуточную) среду.
Гарантированная оплата труда в колхозах, форма распределения валового дохода.