Аллегория

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЛА
АЛБ
АЛГ
АЛД
АЛЕ
АЛЁ
АЛЖ
АЛЗ
АЛИ
АЛК
АЛЛ
АЛМ
АЛН
АЛО
АЛП
АЛС
АЛТ
АЛУ
АЛФ
АЛХ
АЛЧ
АЛЫ
АЛЬ
АЛЮ
АЛЯ

Аллегория (греч. allēgoría — иносказание), условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в Аллегория по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл Аллегория характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, Аллегория не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом.

Паоло Веронезе. Аллегория «Слава венчает Достоинство». Фреска в вилле Барбаро-Вольпи в Мазере. Ок. 1561. Аллегория.

Паоло Веронезе. Аллегория «Слава венчает Достоинство». Фреска в вилле Барбаро-Вольпи в Мазере. Ок. 1561.

  Термин «Аллегория» впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в Аллегория одно из четырёх значений, которыми обладает произведение искусства: аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа Аллегория была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 — начале 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.).

  В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На Аллегория строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии; встречается и в др. жанрах («Три ключа» Аллегория С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. понятие Аллегория сужается до художественного приёма. См. Троп.

  В изобразительном искусстве Аллегория (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. Аллегория добродетелей, пороков и т. д., распространённые в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся Аллегория в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали Аллегория как часть «высокого» исторического жанра. В современном искусстве Аллегория уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см. Символ).

 

  Лит.: Лосев Аллегория Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237 — 57; Sgrensen В. Аллегория, Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963.

Так же Вы можете узнать о...


Инициатива (франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела; способность к самостоятельным активным действиям.
Кайма, нагорье на С. Кореи; см. Кэма.
Картезианство, направление в философии и естествознании 17—18 вв.
Кириллица, одна из двух (см. Глаголица) славянских азбук.
Комбинированное бурение, сочетание или поинтервальное чередование различных способов и видов бурения (ударного с вращательным, бескернового с колонковым и т.
Коса (полоса суши в берег. зоне моря) Коса, низкая и узкая намывная полоса суши в береговой зоне моря или озера, причленённая одним концом к берегу, сложенная песком, галькой, гравием, ракушей.
Ктеноидная чешуя (от греч. ktéis, род.
Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни).
Липофильность (от греч. lipos — жир и phileo — люблю), проявление сродства к жирам, маслам и т.
Магнитоэлектрическая машина, электрическая машина постоянного или переменного тока, в которой магнитный поток создаётся постоянными магнитами (вращающимися или неподвижными).