Ахундов Мирза Фатали

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АХА
АХВ
АХЕ
АХИ
АХЛ
АХМ
АХО
АХП
АХР
АХС
АХТ
АХУ
АХЦ
АХЧ
АХШ

М. Ф. Ахундов. Ахундов Мирза Фатали.

М. Ф. Ахундов.

Ахундов Мирза Фатали [30.6(12.7).1812, Шеки, ныне Нуха, — 26.2(10.3).1878, Тифлис], азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист, зачинатель азербайджанской драматургии. Получил духовное образование. Владел русским, арабским и персидским языками. Ахундов Мирза Фатали служил в Тифлисе в канцелярии царского наместника на Кавказе в качестве переводчика (1834—1861); преподавал персидский и тюркский языки в Тифлисском уездном училище. В 30-х гг. началась литературная деятельность Ахундов Мирза Фатали, направленная против отсталости и религиозного догматизма, за просвещение, свободу и прогресс. В своих литературно-критических статьях Ахундов Мирза Фатали подвергал критике придворно-эпигонскую и религиозно-мистическую поэзию, разрабатывал принципы реалистического идейного искусства, пропагандировал новые литературные жанры. Первое значительное произведение — элегическая поэма «На смерть Пушкина» (1837). Поэма была переведена на русский язык и опубликована в журнале «Московский наблюдатель» (1837).

  Литературный талант Ахундов Мирза Фатали с особенной силой проявился в драматургии. С 1850 по 1856 он написал 6 комедий, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана 1-й половины 19 в.: «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850: первая постановка на русской сцене в переводе автора 1851, Петербург, 1852, Тифлис), «Молла Ибрагим Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Везир ленкоранского ханства» (1850; постановка в первом азербайджанском театре, 1873, Баку), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» («Хаджи Кара», 1852), «Правозаступники в городе Тебризе»(« Восточные адвокаты», 1855). В сатирические повести «Обманутые звёзды»(1857) Ахундов Мирза Фатали изобразил распад феодально-патриархальных отношений.

  Мировоззрение Ахундов Мирза Фатали складывалось под воздействием прогрессивных идей философии Бл. Востока, а также русской философии и идей французских материалистов 18 в. В своём философском трактате «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джалал-уд-Довле...", статье «Ответ философу Юму» и др. Ахундов Мирза Фатали развивал материалистические идеи, отвергал бессмертие души, отделял философию и науку от религии, призывал к изучению природы. В теории познания Ахундов Мирза Фатали стоял на позициях материалистического сенсуализма однако не смог раскрыть диалектику чувственной и рациональной ступеней познания. Протестуя против социального гнёта, Ахундов Мирза Фатали выступал в защиту прав женщины Востока, пришёл к мысли о неизбежности насильственного свержения угнетателей. Цель воспитания Ахундов Мирза Фатали видел в подготовке сознательных граждан-патриотов, свободных от религиозных верований. Большое значение придавал эстетическому воспитанию подрастающего поколения; ратовал за распространение наук, пропагандировал целесоооразность замены арабского алфавита латинским; выступал за подготовку азербайджанских учителей. Деятельность Ахундов Мирза Фатали оказала большое влияние на развитие литературы и общественной мысли азербайджанского народа и народов Бл. Востока, философские сочинения Ахундов Мирза Фатали впервые появились на русском языке в переводе автора в 1853, позднее переводились на персидский, английский, французский, немецкий и на многие языки народов СССР.

 

  Соч.: Эсэрлари, ч. 1—3, Бакы, 1949— 1955; в рус. пер. — Избранное, М., 1956; Избр. философские произв., М., 1962.

 

  Лит.: Джафаров Дж., М. Ф. Ахундов, Критико-биографический очерк, М., 1962; Рафили М., Ахундов, М., 1959: Мамедов Ш. Ф., Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962; Рзаев Ахундов Мирза Фатали К., Политические взгляды М. Ф. Ахундова, Б., 1968: Тагыjeв Н., Ахундов. Библиография (1837—1957), Бакы, 1960; Лерман Ахундов Мирза Фатали Н., Мирза фатали Ахундов в русской печати. Биобиблиография. 1837—1962 гг., Баку, 1962.

  Ахундов Мирза Фатали Ахундов Мирза Фатали Шариф.

Так же Вы можете узнать о...


Плюрализм (от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П.
«Голос социал-демократа» («La voix du social-démocrate»), журнал, центральный заграничный орган меньшевиков, издававшийся в Женеве, затем в Париже с февраля 1908 по декабрь 1911.
«Сон» растений, периодическое закрывание (и последующее открывание) органов, преимущественно лепестков цветка, в течение суток.
Капитан (позднелат. capitaneus — военачальник, от лат.
Хиноны, циклические дикетоны, обе карбонильные (С=О) группы которых входят в систему сопряжённых двойных связей.
Мальцев Евдоким Егорович [родился 2(15).7.1910, деревня Лутошкино, ныне Краснинского района Липецкой области], советский военачальник, генерал армии (1973).
Арнарсон Ингольфр Арнарсон (Arnarson) Ингольфр, норвежец, первый поселенец в Исландии, высадившийся в 870 (или 874) на юго-западном берегу острова.
Пенгё (венг. pengõ, буквально — звонкий), денежная единица Венгрии в 1925—46.
Гелиополь (древний город) Гелиополь, древний город на территории Ливана; см.
Симпатрическое распространение организмов, распространение двух или несколько близких видов (иногда внутривидовых форм, родов и др.
Ири, Нири, город в Южной Корее, в провинции Чолла-Пукто.
Фонд (франц. fond, от лат. fundus – основание), 1) денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели (например, Ф.
Лобнор, бессточное озеро на З. Китая, в восточной части Таримской впадины.
Альпеншток (от Альпы и нем. Stock — палка), длинная (около 1,5 м) палка с острым стальным наконечником, применяемая туристами в горах; до 40-х годов 20 в.
Остеофит (от остео... и греч. phyton — отросток), ограниченный костный нарост небольшого размера; может быть единичным или множественным.
Вотивные предметы (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание), различные вещи, приносимые в древности на священное место или позднее — в храм с целью получить от божества исцеление или удовлетворение просьбы, а также во исполнение обета.
Саяно-Шушенская ГЭС, Саянская, крупнейшая ГЭС в СССР, строящаяся (1975) в долине р.
Зоопарки, парки.