Брамс Иоганнес

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БРА
БРД
БРЕ
БРЁ
БРИ
БРН
БРО
БРУ
БРЫ
БРЭ
БРЮ
БРЯ

И. Брамс. Брамс Иоганнес.

И. Брамс.

Брамс (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург — 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки, делал переложения салонных музыкальных пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах «Нового музыкального журнала» восторженно приветствовал талант молодого Брамс Иоганнес С конца 50-х гг. Брамс Иоганнес — дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе любителей музыки. В середине 70-х гг. Брамс Иоганнес целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Брамс Иоганнес омрачает мучительная болезнь.

  В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс Иоганнес глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые он обогатил новым романтическим содержанием. Музыка Брамс Иоганнес воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпическая мощь. Свободно-импровизационный склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития.

  Музыкальное наследие Брамс Иоганнес обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Брамс Иоганнес (1876, 1877, 1883 и 1885), из которых в особенности выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс Иоганнес понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамс Иоганнес примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамс Иоганнес (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамс Иоганнес наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамс Иоганнес (более 200 сольных песен), она заключает в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его сочинений, видное место в ней занимают песни народного склада. Выполненные Брамс Иоганнес обработки народных песен (свыше 100) тонко подчёркивают красоту народных мелодий.

  Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творческих поисков Брамс Иоганнес (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и последнему периоду жизни Брамс Иоганнес, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианные трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Брамс Иоганнес отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания.

  Начав с сонатных циклов, Брамс Иоганнес в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и «Венгерские танцы» — дань восхищения Брамс Иоганнес венгерским фольклором. В последний период творчества Брамс Иоганнес создаёт фортепианные произведения камерного плана (каприччо, интермеццо).

  Брамс Иоганнес принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др.

 

  Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—26, Ausg. der Gesellschaft  der Musikfreunde,  Lpz., Breitkopf und Härtel, 1926-28: Briefwechsel. Bd 1—16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, B., 1907—1922.

 

  Лит.: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Друскин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970: Kalbeck М., Johannes Brahms, Bd 1—4, В.. 1904—14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952.

  М. С. Друскин.

Так же Вы можете узнать о...


Сабато Эрнесто Сабато (Sabato) Эрнесто (р. 24.6.1911, Рохас, провинция Буэнос-Айрес), аргентинский писатель.
Советы мусульманских рабочих депутатов, выборные политические организации пролетариата коренных национальностей Средней Азии, возникли в результате творчества масс в ходе Февральской революции 1917 по примеру Советов рабочих депутатов, с которыми были тесно связаны.
«Телевидение и радиовещание», ежемесячный литературно-критический и теоретический иллюстрированный журнал, издание Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
Учёт земель, сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о наличии, состоянии и использовании земельного фонда.
Цветочные осы, мазарины (Masarinae), подсемейство одиночных ос семейства складчатокрылых (Vespidae); ранее выделялось в самостоятельное семейство мазарид.
Экспертиза судебно-психиатрическая, психиатрическое освидетельствование лиц, психическая полноценность которых вызывает сомнение; назначается судебно-следственными органами.
Аллоэмия (от греч. állos — другой), противопоставление структурных элементов или структурных единиц языка (фонема, морфема, лексема, семема, семантема и т.
Батраки, наёмные рабочие в капиталистическом сельском хозяйстве.
Валленштейн Альбрехт Венцель Евсевий Валленштейн, Вальдштейн (Wallenstein, Valdštejn) Альбрехт Венцель Евсевий (24.
Гамазовые клещи (Gamasoidea), группа клещей отряда Parasitiformes.