СеренадаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Серенада (франц. sérénade, от итал. serenata, от sera — вечер), 1) любовная песня, обращенная к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от «серены» — «вечерней песни» провансальских трубадуров. Была распространена в быту южных романских народов. Твёрдых стихотворных форм Серенада не выработалось. Певец обычно исполнял Серенада под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем Серенада вошла в оперу («Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки, А. Серенада Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.). 2) Сольная, реже ансамблевая инструментальная пьеса, воспроизводящая черты вокальной Серенада (образцы у Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. Серенада Аренского и др.). 3) Циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально создавалось в честь какой-либо особы и предназначалось для исполнения на открытом воздухе; в конце 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии, обычно включает 7—8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких Серенада — И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, Х. Вольф, Я. Сибелиус, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др. 4) Сочинение для пения с инструментальным, большей частью оркестровым, сопровождением, создававшееся в Западной Европе в 17—18 вв. в честь каких-либо придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной кантатой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|