Увертюра

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УВА
УВЕ
УВИ
УВЛ
УВО
УВУ
УВЧ
УВЯ

Увертюра (французское ouverture, от лат. apertura — открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.

Оперная Увертюра подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец Увертюра — вступление к опере «Орфей» Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа Увертюра — французская (ouverture а la Française), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) — из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа Увертюра сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская Увертюра получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).

  Первоначально оперные Увертюра не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют Увертюра как симфонический пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, Увертюра должна служить «вступительным обзором содержания»), Увертюра может быть тематически связана с оперой («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки) или обобщённо выражать основной её характер («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини).

  Виды оперных Увертюра: классическая Увертюра в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (Увертюра к операм «Альцеста» Глюка, «Дон Жуан» Моцарта, «Фиделио» Бетховена, «Князь Игорь» Бородина, «Проданная невеста» Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление — небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы («Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Хованщина» Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера); Увертюра в форме попурри — ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты).

  Из Увертюра к драматическим пьесам наиболее значительны Увертюра Бетховена к «Эгмонту» Гёте и «Кориолану» Коллина, Балакирева к «Королю Лиру» Шекспира, Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира.

  В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная Увертюра — самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программнаяФингалова пещера», «Прекрасная Мелузина» Мендельсона, «Римский карнавал» Берлиоза, «Моя родина» Дворжака). Наряду с Увертюра драматическими («Манфред» Шумана, Увертюра фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского) и пейзажного характера («Осенью» Грига) большое распространение получила торжественная Увертюра («Академическая» Брамса, «1812 год» Чайковского, «Торжественная» Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, «Праздничная» Шостаковича, «Приветственная увертюра» А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип Увертюра на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его Увертюра «Ночь в Мадриде» и «Арагонская хота» продолжили М. А. Балакирев в «Увертюре на 3 русские народные песни», С. И. Танеев в «Увертюре на русскую тему» («Про татарский полон») и многие советские композиторы. Увертюра к драматической пьесе и концертная Увертюра явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.

 

  Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. — Л., 1950; его же, Увертюра «Руслан и Людмила» Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290—95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann Н., Die französische Ouverture zu Anfang des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1899; Botstiber Н., Geschichte der Ouvertüre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.

  И. Э. Манукян.

 

Так же Вы можете узнать о...


Антенная решётка, сложная направленная антенна, состоящая из совокупности отдельных слабонаправленных антенн (излучающих элементов), расположенных в пространстве и возбуждаемых токами высокой частоты таким образом, чтобы получить требуемую диаграмму направленности.
Атомиздат, специализированное издательство Комитета по печати при Совете Министров СССР, в Москве.
Барятинский Александр Иванович [2(14).5.1815 — 25.
Биллион (франц. billion), в нашей литературе обычно миллиард (франц.
Брахи... (от греч. brachýs — короткий), часть сложных слов, означающая «короткий», «краткий» (например, брахикефалия).
Валютные блоки, группировки капиталистических государств, создававшиеся для обеспечения валютно-экономической гегемонии страны, возглавлявшей данный блок путём прикрепления валют стран-участниц к её валюте.
Викунья Маккенна Бенхамин Викунья Маккенна (Vicuna Mackenna) Бенхамин (25.
Восточноафриканскии общий рынок (East African common market), общий таможенный союз, объединяющий Республику Уганду, Республику Кению и Объединённую Республику Танзанию.
Гастелло (посёлок гор. типа в Сахалинской обл.) Гастелло, посёлок городского типа в Сахалинской обл.
Гипотаксис (от гипо... и греч. taxis — расположение), в грамматике отношение подчинения предложений, приводящее к зависимости одного из них от другого.
Грань многогранника, плоский многоугольник, являющийся частью поверхности многогранника и ограниченный его рёбрами.