Вебер Карл Мария фон

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВЕБ
ВЕВ
ВЕГ
ВЕД
ВЕЕ
ВЕЖ
ВЕЗ
ВЕЙ
ВЕК
ВЕЛ
ВЕН
ВЕП
ВЕР
ВЕС
ВЕТ
ВЕХ
ВЕЧ
ВЕШ
ВЕЩ
ВЕЯ

К. М. Вебер. Вебер Карл Мария фон.

К. М. Вебер.

Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, — 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. Вебер Карл Мария фон не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Уроки музыки, которые Вебер Карл Мария фон брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творческого дарования. В 17 лет Вебер Карл Мария фон концертировал как пианист, был автором трёх опер («Сила любви и вина», «Немая лесная девушка», «Петер Шмоль и его соседи»). С 1804 Вебер Карл Мария фон работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813—17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене. Деятельность Вебер Карл Мария фон проходила в условиях национального общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества Вебер Карл Мария фон, сформировало его передовые эстетические взгляды. В операх, созданных Вебер Карл Мария фон в эти годы («Рюбецаль», 1805; «Сильвана», 1810; «Абу Гасан», 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д. Значительной вехой в творческом развитии Вебер Карл Мария фон был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма национальных чувств появились песни Вебер Карл Мария фон, проникнутые идеей освободительной борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник «Лира и меч», а также героико-патриотическая кантата «Битва и победа» (1815) на текст Вольбрука принесли Вебер Карл Мария фон известность в Германии.

  Вершиной творчества Вебер Карл Мария фон и самым популярным его произведением является опера «Вольный стрелок» («Фрейшюц»), поставленная в Берлине в 1821 под управлением автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтической оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение народный сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтические образы природы. В этом произведении Вебер Карл Мария фон опирался на народное музыкальное творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные народно-песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна музыкально-гармонических средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. Вебер Карл Мария фон не только обобщил искания композиторов раннего периода развития музыкального романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов музыкальной драматургии Р. Вагнера. Опера Вебер Карл Мария фон «Эврианта» (постановка 1823, Вена, под управлением автора) утвердила новый тип многоплановой историко-легендарной рыцарской оперы. Последняя опера Вебер Карл Мария фон «Оберон» (постановка 1826, Лондон, под управлением автора) открыла жанр сказочной романтической оперы со светлым миром народно-фантастических образов.

  Вебер Карл Мария фон также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе «Турандот» Шиллера, «Прециоза» Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений. В области инструментальной музыки Вебер Карл Мария фон наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фортепьянная пьеса «Приглашение к танцу» (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и «Концертштюк» для фортепьяно с оркестром (1821) сыграли значительную роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс).

  Вебер Карл Мария фон — автор музыкально-критических и литературных работ, в том числе неоконченного романа «Жизнь музыканта».

 

  Лит.: Ферман Вебер Карл Мария фон, Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962: Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. — Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Мoser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

  С. Н. Питина.

Так же Вы можете узнать о...


Хотоны, омонголившаяся тюрко-язычная этническая группа в МНР.
Алейкемия (от греч. а — отрицательная частица, leukos — белый и háima — кровь), по международной классификации болезней системы крови — форма белокровия.
Валамаз, посёлок городского типа в Красногорском районе Удмурдской АССР.
Даллес Джон Фостер Даллес (Dulles) Джон Фостер (25.2.1888, Вашингтон, — 24.
Калашников Василий Иванович [30.10(11.11).1849, Углич, — 13(26).
Лассаль Фердинанд Лассаль (Lassalle) Фердинанд (11.4.1825, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 31.
Наличник, декоративное обрамление оконного проёма.
Полихеты, то же что многощетинковые черви.
Сидоров Анатолий Иванович [13(25).4. 1866, Новочеркасск, — 18.
Тырновская конституция 1879, конституция Болгарии, принятая болгарским Учредительным собранием 16 апреля 1879 в г.
Шмальгаузен Иван Иванович [11(23).4.1884, Киев, — 7.