ВиллаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вилла (лат. villa — усадьба, поместье, уменьшительно от vicus — деревня, посёлок), тип загородного дома с садом или парком. Первые Вилла появились в Италии в 3 в. до н. э.; во 2—1 вв. до н. э. они уже встречались по всему Средиземноморью. Наиболее распространённым типом Вилла в этот период была villa rustica — архитектурный комплекс жилых и хозяйственных построек — центр сельского поместья; обычно состояла из господской части, где жили хозяин и его семья, и хозяйственной (помещения для рабов, хлевы, амбары и пр.). Все постройки Вилла группировались вокруг открытого, позже замкнутого, двора. Существовали также и пригородные Вилла — villa urbana, предназначенные для развлечений и отдыха. Жилые помещения владельца во 2—1 вв. до н. э. обособились от хозяйственных построек, нередко их украшали мозаиками и росписью. Наряду с ранним типом строили крупные Вилла (особенно в эпоху империи), окружённые специально разбитым, обычно террасным, парком с павильонами, скульптурой и фонтанами. Подобный тип Вилла, загородного поместья-резиденции знати, получил дальнейшее развитие в 15—17 вв. в Италии. В эпоху Возрождения ансамбль Вилла в целом приобретает осевую композицию, главное здание — казино — занимает центральное положение. Большое значение придаётся архитектурному решению подпорных стенок, террас и связывающих их многомаршевых лестниц, которые в сочетании с искусственными насаждениями зрительно объединяют в одно целое дом и парк с окружающим пейзажем (виллы: папы Юлия III в Риме, 1550—55, архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари; Ротонда близ Виченцы, 1551—67, архитектор Палладио, окончена в 1580—91, архитектор Вилла Скамоцци; Камбьязо близ Генуи, 1548, архитектор Г. Алесси). Естественная стройность, обозримость ансамбля Вилла эпохи Возрождения сменяет сложная и прихотливая композиция пышных барочных Вилла, рассчитанная на пространственные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса. Большой парк с павильонами, статуями и каскадами образует теперь искусственный многоплановый пейзаж, перспективу которого замыкает казино (вилла Альдобрандини во Фраскати, 1598—1603, архитекторы Дж. делла Порта и К. Мадерна, достроена К. Фонтаной). Вилла папы Юлия III (вилла Джулия) в Риме. 1550—55. Архитекторы Дж. Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари. Второй дворик. В 19 в. Вилла называют комфортабельный частный дом с садом или парком в привилегированных районах города или пригорода, а также в курортной местности. В 20 в. Вилла часто называют любой комфортабельный, изолированно стоящий загородный дом для одной семьи. В силу индивидуальности заказа и отсутствия многих, обычно ограничивающих архитектора условий строительство загородных домов в современной зарубежной архитектуре носит зачастую экспериментальный характер; ведутся поиски новых конструктивных и планировочных решений, направленных на создание максимального комфорта и единства с природой. Вилла д'Эсте в Тиволи. 1550—72. Архитектор П. Лигорио (каскад).
Вилла Д' Эсте в Тиволи (Италия). 1550—72. Арх. П. Лигорио. (Офорт Э. Дюперака, 16 в.) Лит.: Всеобщая история архитектуры, т 2, М., 1948, т. 5, М., 1967; Masson G., Ville е palazzi d’Italia, Mil., 1959; Le Corbusier, Vers une architecture, P.,[s. a.]; Rupprecht B., Villa. Zur Geschichte eines Ideals, в сб.: Probleme der Kunstwissenschaft, Bd 2, Вилла, 1966, S. 210-50. Вилла Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо. 1560—70. Архитектор Палладио. Вилла И. Кузищин, Вилла М. Датунов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|