Давид Жак ЛуиБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Давид (David) Жак Луи (30.8.1748, Париж, — 29.12.1825, Брюссель), французский живописец. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766—74). Ранние работы Давид Жак Луи, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны («Бой Минервы и Марса», 1771, Лувр, Париж). В 1775—1780 Давид Жак Луи учился в Италии, где открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности художественного творчества. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид Жак Луи Впервые у Давид Жак Луи принципы классицизма намечаются в картине «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом «Клятве Горациев» (1784, Лувр) — исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произведения Давид Жак Луи 1780-х гг. («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Ликторы приносят Бруту тело его сына», 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. В портретах 1780-х — начала 1790-х гг., где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке («Врач А. Леруа», 1783, Музей Фабр, Монпелье). Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид Жак Луи стремится к созданию исторической картины на современную тему («Клятва в зале для игры в мяч», не осуществлена; сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины «Убитый Лепелетье» (1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж, и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Давид Жак Луи был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид Жак Луи был с 1784). После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х гг. Давид Жак Луи вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии («Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами», 1799, Лувр). В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. С 1804 Давид Жак Луи был «первым художником» Наполеона; в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах («Коронация», 1805—07, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В 1790—1810-х гг. Давид Жак Луи пишет многочисленные портреты, как парадные («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов; «Мадам Рекамье», 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В 1816, после реставрации Бурбонов, Давид Жак Луи был вынужден уехать в Брюссель. Давид Жак Луи был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Давид Жак Луи Энгра и многих др. Давид Жак Луи." alt="Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784. Лувр. Париж." Давид Жак Луи." alt="Ж. Л. Давид. «Коронация» (фрагмент). 1805—07. Лувр. Париж." Ж. Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784. Лувр. Париж. Ж. Л. Давид. Портрет графа Станислава Костки Потоцкого. 1781. Национальный музей. Варшава. Ж. Л. Давид. Ж. Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800. Лувр. Париж. Ж. Л. Давид. Портрет Луизы Трюден. Лувр. Париж. Ж. Л. Давид. Портрет Ш. П. Пекуля (фрагмент). 1784. Лувр. Париж. Ж. Л. Давид. «Коронация» (фрагмент). 1805—07. Лувр. Париж. Ж. Л. Давид. «Велизарий, просящий подаяние». 1781. Музей изящных искусств. Лилль. Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793. Музей современного искусства. Брюссель.
Соч.: Речи и письма живописца Луи Давида, пер. с франц., М. — Л., 1933.
Лит.: Замятина А.Н., Давид, М.— Л., 1936; Кузнецова И.А., Луи Давид, М., 1965; Hautecoeur L., Louis David, P., 1954. Ю. К. Золотов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|