Торвальдсен БертельБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Торвальдсен (Thorvaldsen) Бертель [13 (или 19).11.1768 (или 1770), Копенгаген, — 24.3.1844, там же], датский скульптор. Один из крупнейших представителей позднего классицизма. Учился в АХ в Копенгагене (1781—93). В 1797—1838 жил в Неаполе и Риме, где изучал античную скульптуру и произведения Рафаэля. Президент римской Академии святого Луки (с 1825) и АХ в Копенгагене (с 1833). Работал преимущественно в мраморе. Наряду с А. Кановой тяготел к идеализации и холодной отвлечённости художественного строя, характерным для академического направления в европейском искусстве 19 в. Произведения Торвальдсен Бертель отличаются виртуозным мастерством обработки мрамора, строгой гармонией композиций, статичностью и сдержанностью образов (статуи: «Ясон», см. илл.; «Меркурий со свирелью», см. илл., грандиозный фриз «Поход Александра Македонского» на вилле Карлотта у озера Комо, 1812). Торвальдсен Бертель принадлежит также ряд портретных статуй («Е. А. Остерман-Толстая», около 1815—19, Эрмитаж, Ленинград). Основные произведения собраны в Музее Торвальдсен Бертель в Копенгагене. Торвальдсен Бертель." alt="Б. Торвальдсен. «Ясон». Мрамор. 1802—03. Музей Торвальдсена. Копенгаген." Б. Торвальдсен. «Ганимед, кормящий зевсова орла». Мрамор. 1817. Музей Торвальдсена. Копенгаген. Б. Торвальдсен. «Ясон». Мрамор. 1802—03. Музей Торвальдсена. Копенгаген. Б. Торвальдсен. «Меркурий со свирелью». Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген.
Лит.: Луначарский А. В., Торвальдсен, в его кн.: Статьи об искусстве, М. — Л., 1941; Meddelelser fra Thorwaldsens Museum, Cph., с 1929 (изд. продолжается). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|