Волков Федор ГригорьевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ф. Г. Волков. Волков Федор Григорьевич [9(20).2.1729, Кострома, — 4(15).4.1763, Москва], русский актёр и театральный деятель, создатель первого постоянного русского театра, «отец русского театра» (Волков Федор Григорьевич Г. Белинский). Родился в купеческой семье. Получил разностороннее образование. Организовал в Ярославле (жил здесь с 1735) домашний, а с 1750 — публичный театр, в котором начали играть знаменитые впоследствии русские актёры — И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский и др. В 1752 труппу Волков Федор Григорьевич вызвали в Петербург. Однако разночинный, народный по своему характеру театр Волков Федор Григорьевич не отвечал требованиям двора — труппа в том же году была распущена, а часть актёров (в том числе и Волков Федор Григорьевич) определена для обучения в Шляхетный корпус. В 1756 был издан указ об учреждении государственного русского театра; директором театра назначен А. П. Сумароков. Волков Федор Григорьевич помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761, после отставки Сумарокова, заменил его. Преодолевая сопротивление реакционных придворных кругов, Волков Федор Григорьевич создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией, открыл путь русским актёрам, впоследствии развивавшим демократическое направление русской театральной культуры. Как актёр Волков Федор Григорьевич занимал в театре положение первого трагика. Исполнял с огромным темпераментом роли героев, восстающих против тирании монарха, в трагедиях Сумарокова. Среди ролей Волков Федор Григорьевич: Американец, Оскольд, а также, по-видимому, и Хорев, Трувор, Ярополк («Прибежище добродетели», «Семира», «Хорев», «Синав и Трувор», «Ярополк и Демиза» Сумарокова), Гамлет (переделка Сумароковым трагедии У. Шекспира). В совершенстве владея искусством сценической игры, Волков Федор Григорьевич в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространённой в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры Волков Федор Григорьевич, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение бурный темперамент актёра (например, роль Марса в «Новых лаврах» Сумарокова, и др.). С большим мастерством Волков Федор Григорьевич исполнял также роли в комедиях. Человек передовых воззрений, Волков Федор Григорьевич примыкал к дворянской оппозиции, принимал участие в свержении Петра III. Для торжеств по случаю коронации Екатерины II Волков Федор Григорьевич поставил маскарад «Торжествующая Минерва» (1763). Большой прогрессивный смысл деятельности Волков Федор Григорьевич и её многосторонность дали основание Д. И. Фонвизину говорить, что Волков Федор Григорьевич был «мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным». Выдающийся ум Волков Федор Григорьевич отмечали Н. И. Новиков и Г. Р. Державин; Волков Федор Григорьевич Г. Белинский называл его «движителем общественной жизни» и ставил его имя рядом с именем М. Волков Федор Григорьевич Ломоносова. В 1911 театру в г. Ярославле было присвоено имя Волков Федор Григорьевич
Лит.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени. Сб. материалов, М., 1953; Дмитриев Ю., Ф. Волков и начало русского театра, «Театр», 1950, № 6. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|