Вхутемас

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВХО
ВХУ

Вхутемас, Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве. Вхутемас создан в 1920 постановлением Советского правительства как «... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, 1920, 19 декабря, № 98, ст. 522, с. 540). Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически Вхутемас готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. Одновременно перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во Вхутемас (а также в учебном заведении и архитектурно-художественном объединении «Баухауз» в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов (см. Дизайн). Важной частью нового метода обучения был разработанный во Вхутемас и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формои цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.). Эти законы авторы курса (Вхутемас А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. Разносторонняя подготовка на пропедевтическом курсе сочеталась с последующей специализацией на выбранных студентами факультетах. На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др. Во Вхутемас преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции русской художественной школы предреволюционных десятилетий (главным образом Московского училища живописи, ваяния и зодчестваА. Е. Архипов, П. Вхутемас Кузнецов, И. И. Машков и другие, — а также Д. Н. Кардовский, преподававший в 1903—18 в Высшем художественном училище петербургской АХ), так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, Вхутемас Е. Татлин и др.). На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды «производственников», отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей, которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе. Такое отождествление приводило ряд педагогов Вхутемас в их преподавательской практике на разных факультетах (а главным образом — в публицистических выступлениях) к отрицанию образной природы и познавательной роли искусства, к отрицанию его традиционных (и прежде всего станковых) форм. 25 февраля 1921 Вхутемас И. Ленин посетил общежитие Вхутемас, беседовал со студентами об учёбе и искусстве и критически отозвался о футуристических увлечениях некоторых из них. В 1926 Вхутемас был преобразован во Вхутеин.

 

  Лит.: Архитектура. Работы архитектурного факультета Вхутемаса, М., 1927; Абрамова А., Наследие Вхутемаса, «Декоративное искусство СССР», 1964, № 4; Крупская Н. К., О Ленине. Сборник статей и выступлений, [М., 1965], с. 95; Марц Л., Пропедевтический курс Вхутемаса-Вхутеина, «Техническая эстетика», 1968, №№ 2, 4, 12; 1969, № 4; Жадова Л., Вхутемас-Вхутеин, «Декоративное искусство СССР», 1970, № 11; Khazanova V., Vkhutemas-Vkhutein, «AD», 1970, Febr., 7/6, p. 80—81.

  Л. Вхутемас Марц.

Так же Вы можете узнать о...


Амбулакральная система (от лат. ambulacrum — место для хождения, хождение), воднососудистая система, система заполненных жидкостью сосудов (амбулакральных каналов) у иглокожих, служащая для движения, дыхания, выделения и осязания.
Венский конгресс 1814-15 Венский конгресс 1814—15, международный конгресс, завершивший войны коалиций европейских держав с наполеоновской Францией; происходил в Вене в сентябре 1814 — июне 1815.
Дёрпфельд Вильгельм Дёрпфельд (Dorpfeld) Вильгельм (26.12.1853, Бармен, — 25.
Кассу Жан Кассу (Cassou) Жан (р. 9.7.1897, Деусто, близ Бильбао, Испания), французский писатель.
Ломидзе Георгий Иосифович [родился 28.7 (10.
Носарь, бобырь, бирючок, донской ёрш (Acerina acerina), рыба семейства окунёвых.
Пузырьковый лишай, инфекционное заболевание; то же, что герпетическая инфекция.
Среднеформатный фотоаппарат ,фотографический аппарат с форматами кадров (согласно ГОСТу): 45 Х 60; 60 Х 60; 60 X 70 и 60 X 90 мм.
Фосфаты калия, калиевые соли фосфорных кислот, см.
Ясаи Мари Ясаи (Jaszai) Мари (24.2.1850, Асар, — 5.10.
Браганса-Кобург (Braganca-Coburg), младшая линия королевской династии Браганса в Португалии.
Гранильное дело, процессы (резка, обдирка, гранение, полировка) обработки поверхности природных и синтетических минералов-самоцветов и стекла для ювелирных и технических целей.
Испанская революция 1820 - 23 Испанская революция 1820—23, см. в ст. Испанские революции 19 века.