Производственное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Производственное искусство, художественное движение в культуре Советской страны в 1920-е гг. В первые годы своего существования (1918—1921) было тесно связано с т. н. левыми течениями в живописи и скульптуре. Участники движения поставили задачу слияния искусства, оторванного развитием капитализма от ремесла, с материальным производством на базе высокоразвитой промышленной техники. Но они ошибочно, игнорируя реальную практику социальных преобразований, видели в Производственное искусство, сводящемся к прямому созданию утилитарных вещей, универсальное средство преобразования всей предметной среды на принципах социальной целесообразности и установления тем самым социалистических форм человеческого общения. Новую архитектуру, новые типы жилых и общественных зданий, мебели, оборудования, одежды «производственники» считали важнейшим средством социалистического переустройства общества, орудием ликвидации буржуазно-мещанских взглядов, традиций, привычек, доставшихся в наследство советскому обществу от старого, политически разбитого строя и закрепленных в материальном окружении человека — в вещах, жилище, во всей предметной среде. Наиболее прочно идеи Производственное искусство утвердились в архитектуре, оформительском искусстве и художественном конструировании, связанных с конструктивизмом. К проблематике Производственное искусство близки некоторые мероприятия в области искусства в первые годы Сов. власти, имевшие целью сблизить художественное творчество и производство; при отделе ИЗО Народного комиссариата просвещения (1918—21) были созданы Художественно-производственный совет, а также подотделы художественного производства и художественного труда, организовывавшие художественные мастерские на фабриках; в 1919 создана художественно-производственная комиссия ВСНХ; в 1920 создан Вхутемас, пропедевтический (предварительный) курс которого основывался на теории формообразования, разработанной «производственниками». Представляя собой романтическую утопическую иллюзию о возможности немедленного сотворения новой жизни с помощью Производственное искусство, его теория (Б. И. Арватов, О. М. Брик, А. М. Ган, Б. А. Кушнер, В. Ф. Плетнёв, Н. М. Тарабукин, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак) смыкалась с идеями Пролеткульта в своём ошибочном понимании культуры пролетариата: «производственники» отрицали преемственность культуры, идеологические функции и специфику станковых форм изобразительного искусства, его традиционно-образный метод познания действительности, а в самых крайних формах отрицали искусство вообще (теория «растворения искусства в жизни»). Эти стороны Производственное искусство противоречили реальной практике сов. художественной культуры. Противоречили они и общим принципам культурной политики Сов. власти, направленной на овладение народными массами культурным наследием прошлого и создание искусства, несущего в себе всё богатство эмоционального содержания бытия. Теоретическая несостоятельность социальных идей движения Производственное искусство привела его к кризису в конце 1920-х гг. На практике художниками-»производственниками» (основная группа которых, порвав в 1921 с абстрактным формотворчеством, перешла к собственно работе для производства) были созданы прототипы ряда современных видов мебели (А. М. Ган, В. Е. Татлин, А. М. Родченко), образцы новой полиграфии (А. М. Ган, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко), текстиля и одежды (Л. С. Попова, В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин и др.), оформления выставок (Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко, братья Стенберг). Работа «производственников» в сфере промышленного и оформительского искусства сыграла существенную роль в формировании сов. и зарубежного художественного конструирования.

 

  Лит.: Ленин В. И., Заметки на статье Плетнёва 27 сентября 1922 года, в сборнике: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969: его же, О пролеткультах. Письмо ЦК РКП, там же; Луначарский А. В., Основы художественного образования, в его кн.: В мире музыки. Статьи и речи, 2 изд., М., 1971, с. 178—79 и 189—94; Искусство и производство. Сб., М., 1921; Тарабукин Н., От мольберта к машине, М., 1923; Арватов Б. И., Искусство и производство, М., 1926: Кантор К. М., Красота и польза, [М., 1967]; Жадова Л., О теории советского дизайна 20-х годов, в сборнике: Вопросы технической эстетики, в. 1, М., 1968.

 

Так же Вы можете узнать о...


Тартас, река в Новосибирской области РСФСР, правый приток р.
Тюрбан (французское turban, от турецкого tulbent, персидское дульбенд — грубая кисея, головной убор), мужской и женский головной убор — полотнище ткани, обёрнутой вокруг головы, иногда поверх тюбетейки или фески.
Франц Роберт Яковлевич Франц, Францис Роберт Яковлевич (партийный псевдоним — Ванюшин, Иосифи др.
Чашелистики, листочки (обычно зелёные), образующие вокруг венчика в цветке чашечку.
Экструдер (от лат. extrudo — выталкиваю), машина для размягчения (пластикации) материалов и придания им формы путём продавливания через профилирующий инструмент (т.
Азалея, азалия (Azalea), бытующее в садоводстве название видов рода рододендрон семейства вересковых.
Ассирийский (новосирийский) язык, общее название современных восточно-арамейских диалектов (урмийский, саламасский, джилу, тиари, мосульский и др.
Биолиты (от био... и греч. lithos — камень), минералы и горные породы, почти целиком состоящие из преобразованных остатков животных и растений, а также продуктов их жизнедеятельности (например, уголь, мел, известняк).
Вашингтон Букер Тальяферро Вашингтон (Washington) Букер Тальяферро (около 1858—14.
Габеленц Ханс Конон фон дер Габеленц (Gabelentz) Ханс Конон фон дер (13.
Городище (город в Пензенской обл.) Городище, город, центр Городищенского района Пензенской области РСФСР, на р.
Дигенетические сосальщики (Digenea), класс плоских червей; то же, что трематоды.
Заруб, древнерусский город-крепость (11—13 вв.
«Кабус-Наме», первое прозаическое произведение на языке фарси 11 в.
Кисличник (Oxyria), род растений семейства гречишных.
Красавино, город (с 1947) в Вологодской области РСФСР.