Фаворский Владимир Андреевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФАБ
ФАВ
ФАГ
ФАД
ФАЖ
ФАЗ
ФАИ
ФАЙ
ФАК
ФАЛ
ФАМ
ФАН
ФАО
ФАР
ФАС
ФАТ
ФАУ
ФАХ
ФАЦ
ФАШ
ФАЩ
ФАЭ
ФАЮ
ФАЯ

В. А. Фаворский. Фаворский Владимир Андреевич.

В. А. Фаворский.

Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, – 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Фаворский Владимир Андреевич Юона в Москве (1903–05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906–07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907–1913). Член общества «Четыре искусства» (1924–28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга – это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Фаворский Владимир Андреевич периода 1910 – середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Фаворский Владимир Андреевич чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961) Пушкина; все – Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Фаворский Владимир Андреевич Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945–47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942–44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Фаворский Владимир Андреевич создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938–61, и др.). В области монументального искусства Фаворский Владимир Андреевич добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Фаворский Владимир Андреевич в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Фаворский Владимир Андреевич оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920–30), Полиграфического института (1930–34), института изобразительных искусств (1934–1938), института прикладного и декоративного искусства (1942–48) в Москве. Среди учеников – А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.

 

  Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.

 

  Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

  Е. С. Левитин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Сьеррас-де-Кордова (Sierras de Cordoba), горы в Аргентине, в составе Пампинских сьерр.
«Успехи химии», ежемесячный научный журнал. Орган АН СССР.
Циркуляция атмосферы общая, система крупномасштабных воздушных течений над земным шаром.
Ювачев Иван Павлович (псевдоним — И. П. Миролюбов) [23.
Архитрав (от архи... и лат. trabs — балка), нижняя из 3 горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн.
Брюн Жан Брюн (Brunhes) Жан (25.10.1869, Тулуза, — 25.
Галогенирование органических соединений, введение галогенов (Cl, Br, F, I) в молекулы органических соединений замещением в них атомов водорода атомами галогенов.
Дельфиниум (в цветоводстве), растения рода живокость.
Зуя, посёлок городского типа в Белогорском районе Крымской области УССР, на р.
Киклопы, циклопы, в древнегреческой мифологии одноглазые великаны, сыновья Урана и Геи.
Курляндские статуты (Statuta Curlandica), свод феодального права Курляндского герцогства.
Математические знаки, см. Знаки математические.
Нелинейных искажений измеритель, прибор для измерения нелинейных искажений сигналов в радиотехнических устройствах (усилителях электрических колебаний, радиоприёмных и радиопередающих устройствах, аппаратуре звукозаписи и т.
Педжент (англ. pageant, от лат. pagina — пластина, плита), передвижная сцена в средневековом театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий и др.