Гербарт Иоганн Фридрих

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГЕБ
ГЕВ
ГЕГ
ГЕД
ГЕЕ
ГЕЗ
ГЕЙ
ГЕК
ГЕЛ
ГЕМ
ГЕН
ГЕО
ГЕП
ГЕР
ГЕС
ГЕТ
ГЕФ
ГЕЧ
ГЕШ
ГЕЯ

И. Ф. Гербарт. Гербарт Иоганн Фридрих.

И. Ф. Гербарт.

Гербарт, Хербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург, — 14.8.1841, Гёттинген), немецкий философ, психолог и педагог. Образование получил в Йенском университете. Профессор университетов в Гёттингене (с 1805), Кенигсберге (1809—1833), где основал при университете педагогическую семинарию с опытной школой, и снова в Гёттингене (с 1833). Гербарт Иоганн Фридрих противостоял нем. классическому идеализму послекантовкого периода — философии И. Гербарт Иоганн Фридрих Фихте, Ф. Шеллинга, Гербарт Иоганн Фридрих Гегеля; отрицал творческий и спонтанный характер сознания. По Гербарт Иоганн Фридрих, основой философии является опыт, а сама она должна заниматься «обработкой понятий опыта» для их выяснения и исправления. При этом логика стремится к ясности понятий, вскрывая их непригодность для опыта в случае противоречивости (Гербарт Иоганн Фридрих отрицал реальность противоречий), метафизика устраняет эту противоречивость, а эстетика, которая у Гербарт Иоганн Фридрих включает в себя и этику, дополняет понятия определениями ценностей. Отталкиваясь от кантовского понятия «вещи в себе» и учения Лейбница о монадах, Гербарт Иоганн Фридрих утверждал существование т. н. «реалов» — множества простых и неизменных сущностей, благодаря различных взаимоотношениям которых возникает область явлений или единичных вещей.

  Гербарт Иоганн Фридрих явился основоположником т. н. формальной эстетики, обычно противополагаемой содержательной эстетике Гегеля. Прекрасное, по Гербарт Иоганн Фридрих, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии и т.п., которые и являются источником эстетического удовольствия. Эстетические идеи Гербарт Иоганн Фридрих были развиты Р. Циммерманом и Э. Гансликом.

  Психологические идеи Гербарт Иоганн Фридрих оставили заметный след в истории психологии. Гербарт Иоганн Фридрих выступил против учения о способностях как первичных и неразложимых духовных силах, поскольку оно не может объяснить «естественной истории души», т. е. закономерного формирования психической жизни человека. Гербарт Иоганн Фридрих первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Гербарт Иоганн Фридрих, должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Душа есть определённый реал, обладающий состояниями, которые суть представления. Движение представлений составляет жизнь души. Представления, вытесненные из сознания, сохраняют своё влияние на него. Они образуют область бессознательной душевной деятельности (см. Бессознательное). Каждое новое явление сознания находится под воздействием наличного запаса неосознаваемых представлений, составляющих т. н. «апперцептивную массу» (см. Апперцепция). Из соотношения представлений Гербарт Иоганн Фридрих пытался вывести все факты психической деятельности, в том числе волю, чувство и т.д. Это придало его учению крайний интеллектуализм.

  Последователи Гербарт Иоганн Фридрих (Х. Штейнталь, М. Лацарус) распространили его теорию на объяснение исторического развития при разработке этнической психологии. Хотя Гербарт Иоганн Фридрих отрицал применимость эксперимента в психологии, его идеи оказали влияние на создателей экспериментальной психологии — Гербарт Иоганн Фридрих Фехнера, В. Вундта и др. В частности, Гербарт Иоганн Фридрих подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Его взгляд на бессознательную психику сыграл роль в подготовке фрейдизма.

  В. А. Костеловский.

  Философские и психологические воззрения Гербарт Иоганн Фридрих сыграли важную роль в разработке его теории обучения: философия указывает цели воспитания, психология — пути достижения этих целей. Главная цель воспитания, по Гербарт Иоганн Фридрих, — гармония воли с этическими идеалами и выработка многосторонних интересов. Путями воспитания Гербарт Иоганн Фридрих считал «управление детьми», воспитывающее обучение, развивающее многосторонние интересы, и собственно нравственное воспитание. Важнейшей дидактической задачей Гербарт Иоганн Фридрих считал развитие произвольного внимания.

  Гербарт Иоганн Фридрих выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока: ясность — соответствующая первоначальному ознакомлению с новым материалом при широком использовании средств наглядности; ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе свободной беседы; системавыделение главного, выведение правил и законов; наконец, метод — применение новых знаний на практике в процессе разнообразных упражнений. Абсолютизация и универсализация данной схемы приводила последователей Гербарт Иоганн Фридрих к формализации процесса обучения. Средства нравственного воспитания — одобрение и порицание, отвлечение от всего возбуждающего, соблюдение правил, выработка религиозного чувства смирения и зависимости от высших сил. Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства. С нравственным воспитанием у Гербарт Иоганн Фридрих тесно связано «управление», состоящее во внешнем дисциплинировании детей, в приучении их к порядку. Средства управления — надзор, приказание, запрещение, угроза, наказание, а также умение занять ребёнка.

  В педагогической системе Гербарт Иоганн Фридрих получил отражение его политический консерватизм. Этим объясняется большая популярность педагогики Гербарт Иоганн Фридрих в правительственных кругах многих стран в 19 в.

 

  Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.

 

Лит.: Ярошевский М. Гербарт Иоганн Фридрих, История психологии, М., 1966; Flügel O., Herbarts Lehre und Leben, 2 Aufl., Lpz.,1912; Fritzsch Th., J. F. Herbarts Leben und Lehre, Lpz. — B., 1921; Weiss G., Herbart und seine Schule, Münch., 1928; Zimmer H., Führer durch die deutsche Herbart-Literatur. Langensalza, 1910.

  А. И. Пискунов.

Так же Вы можете узнать о...


Право ассоциаций, коалиций, объединений, право трудящихся на создание профессиональных союзов, вступление в них, а также свобода деятельности самих профсоюзов.
Буруны, явление разрушения морских волн на некотором удалении от берега (в отличие от прибоя, происходящего в результате разбивания волн непосредственно у берега).
Одон, многослойная стоянка в уезде Хверён, провинции Хамгён-Пукто в КНДР.
Антитела, белки глобулиновой фракции сыворотки крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека или теплокровных животных бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.
Мельничная огнёвка (Ephestia kuehniella), бабочка семейства огнёвок, повреждающая муку, крупу, зерно, сухари, сушёные фрукты, овощи и многие другие продукты; см.
Шомахов Амирхан Камизович [р. 27.9(10.10).1910, с.
Кубинская революция, народная, антиимпериалистическая, аграрная революция, победившая 1 января 1959 и переросшая затем в революцию социалистическую.
Ферфакс Томас Ферфакс (Fairfax) Томас, барон Камерон (Cameron) (17.
Каннада литература, каннара литература, литература народа каннара (каннада).
Сузгунская культура, одна из локальных археологических культур эпохи бронзы (2-я половина 2-го тысячелетия до н.
Донор (мед.) Донор (от лат. dono — дарю), лицо, дающее для переливания свою кровь, ткань (например, кожу) или орган (например, почку) для пересадки больным (реципиентам).
Саксонская династия, династия германских королей (в 919—1024) и императоров «Священной Римской империи» (с 962).
Гвиана (французская) Гвиана французская (Guyane Française), страна на северо-востоке Южной Америки.
Позиционная система, система счисления, основанная на принципе позиционного, или поместного, значения цифр, т.
Большой Кочмес, река в Коми АССР, левый приток р.
Новик, подросток из дворян, детей боярских и городовых казаков в России в 16—17 вв.
Алкоголяты и феноляты, солеобразные соединения, продукты замещения водорода гидроксильной группы спиртов (алкоголяты, А.
Мариель (Mariel), город и порт на западе Кубы.