Фихте Иоганн Готлиб

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ФА ФБ ФЕ ФЁ ФЗ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФИА
ФИБ
ФИВ
ФИГ
ФИД
ФИЕ
ФИЗ
ФИК
ФИЛ
ФИМ
ФИН
ФИО
ФИР
ФИС
ФИТ
ФИУ
ФИФ
ФИХ
ФИЦ
ФИЧ
ФИШ
ФИЮ

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (19.5.1762, Рамменау, — 29.1.1814, Берлин), немецкий философ и общественный деятель, представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под влиянием И. Канта «Опыт критики всяческого откровения» (изд. анонимно в 1792) был принят за работу Канта и получил высокую оценку. Под влиянием событий Великой французской революции Фихте Иоганн Готлиб написал работу, посвященную защите свободы мысли. Профессор Иенского университета (1794–99), Фихте Иоганн Готлиб был вынужден оставить его из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1800 – в Берлине; профессор (с 1810) и ректор (1810—12) Берлинского университета.

И.<span style='font-family:Г. Фихте. Фихте Иоганн Готлиб." alt="И.Г. Фихте."

И.Г. Фихте.

  Вслед за Кантом Фихте Иоганн Готлиб считал, что философия должна быть фундаментом всех наук — «учением о науке» (главное сочинение «Наукоучение», 1794, многократно перерабатывалось на протяжении всей жизни Фихте Иоганн Готлиб). Наука систематична, она должна исходить из единого основоположения, достоверного само по себе и тем обусловливающего достоверность всей системы. В этом Фихте Иоганн Готлиб близок классическому рационализму 17 в. Следуя Канту, Фихте Иоганн Готлиб противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как догматическим: если догматизм, по Фихте Иоганн Готлиб, исходит из вещи, субстанции, пытаясь вывести из неё всё сущее, в том числе и сознание, то критицизм исходит из сознания и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный принцип учения Фихте Иоганн Готлиб, «... классического представителя субъективного идеализма...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд.; т. 18, с. 64—65).

  В основе философии Фихте Иоганн Готлиб лежит убеждение в том, что практически-деятельное отношение к предмету предшествует теоретически-созерцательному отношению к нему, и это отличает его в трактовке самосознания как первого самодостоверного начала знания от Декарта: сознание, у Фихте Иоганн Готлиб, не дано, а задано, порождает себя; очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не усматривается интеллектом, а утверждается волей. Сознай своё Я, создай его актом этого осознания — таково требование Фихте Иоганн Готлиб Этим актом индивид рождает свой дух, свою свободу. «От природы» индивид есть нечто непостоянное: его чувственные склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого. От этих внешних определений он освобождается в акте самосознания: его самотождественность — «Я есмь Я» — результат свободного действия Я. Самоопределение предстает как требование, задача, к решению которой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противоречие: самосознание, полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно отодвигающейся целью Я, тем, что должно быть ещё обретено. Фихте Иоганн Готлиб сознательно принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и последовательное развёртывание его и есть построение системы с помощью диалектического метода. Система Фихте Иоганн Готлиб имеет структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в то же время возвращение к истоку. Кантонский принцип автономии воли, согласно которому практический разум сам даёт себе закон, превращается у Фихте Иоганн Готлиб в универсальное начало всей системы. Тем самым Фихте Иоганн Готлиб преодолевает дуализм кантовского учения и ставит своей задачей вывести из принципа практического разума — свободы — также и теоретический разум — природу. Познание составляет у Фихте Иоганн Готлиб лишь подчинённый момент единого практически-нравственного действия. Всякая реальность, согласно Фихте Иоганн Готлиб, есть продукт деятельности Я, и задача наукоучения — показать, как и почему деятельность с необходимостью принимает форму предмета. Не допуская существования независимой от сознания вещи в себе, Фихте Иоганн Готлиб вынужден ввести по существу два различных Я: одно из них тождественно индивидуальному сознанию, другое — не тождественно ему (Фихте Иоганн Готлиб называет его абсолютным Я). Хотя в некоторых отношениях это различение совпадает у Фихте Иоганн Готлиб с кантовским различением эмпирического и трансцендентального сознания, однако в целом абсолютное Я, у Фихте Иоганн Готлиб, далеко выходит за рамки трансцендентального сознания Канта, принимая на себя зачастую функции абсолюта. Индивидуальное и абсолютное Я у Фихте Иоганн Готлиб то полностью совпадают, то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений и распадений — ядро диалектики Фихте Иоганн Готлиб как движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его противоположность — не-Я. Сосуществование этих противоположностей в одном Я возможно только путём ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения: Я и не-Я могут мыслиться лишь в отношении друг к другу. Если Я определяется через не-Я, то субъект выступает как теоретический; если наоборот — как практический. Соответственно наукоучение делится на теоретическое и практическое.

  Гл. задача теоретического наукоучения — объяснить факт наличия не-Я, а затем показать все формы теоретического Я (ощущение, созерцание, рассудок и др.), выведя их из единого принципа. Эту задачу Фихте Иоганн Готлиб решает путём допущения бессознательной деятельности Я, выполняемой продуктивной способностью воображения, которая и порождает у Фихте Иоганн Готлиб всё содержание теоретического сознания. Всё, что для сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть, поФихте Иоганн Готлиб, продукт бессознательной деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть до времени, пространства и всей системы категорий теоретического Я. Полагание этих ограничений, как и теоретического Я вообще, необходимо для того, чтобы существовало практическое Я, ставящее цели и реализующее их: для деятельного Я нужны содержание деятельности, задачи и препятствия, которые оно могло бы преодолевать. Т. о., деятельность Я, уФихте Иоганн Готлиб, абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая это, впрочем, бессознательно. То Я, которое ставит «препятствия», и то, которое их преодолевает, ничего не знают друг о друге. Мир, порождаемый бессознательной деятельностью абсолютного Я, не есть нечто самостоятельное: природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у неё нет независимого существования и самостоятельной ценности. Преодолевая одно за другим препятствия, практический субъект, сам того вначале не сознавая, всё более приближается к тождеству с собой. Идеал всего движения и развития общества, у Фихте Иоганн Готлиб, — совпадение индивидуального и абсольтного Я, а тем самым осознание того, что вся предметная сфера человека есть лишь продукт собственной деятельности Я, отчуждённый от него и выступающий в качестве внешней ему действительности. Однако полное достижение этого идеала невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, которая, поФихте Иоганн Готлиб, абсолютна; вся человеческая история — лишь бесконечное приближение к идеалу.

  В последний период жизни (со 2-й половины 1800-х гг.) Фихте Иоганн Готлиб внёс существенные изменения в свою теорию деятельности, лишая её прежнего универсального значения. Если до этого он отождествлял нравственность и деятельность, а активизм – в соответствии с протестантской этикой — был для него важнейшим определением добра, то теперь он склонен разделить нравственное начало и деятельность. Оказались переосмысленными содержание абсолютного Я и его связь с конечным индивидом. Раньше абсолютное Я выступало как недостижимая цель деятельности индивидуального субъекта, как потенциальная бесконечность самой этой деятельности, которая была по существу единственным реальным бытием. Теперь абсолют стал актуальным бытием, деятельность же конечного Я оказалась его образом, который сам по себе, вне абсолюта, лишён реальности. Т. о., добро и деятельность распались в результате философской эволюции Фихте Иоганн Готлиб, который настойчиво стремился их объединить.

  Социально-политические взгляды Фихте Иоганн Готлиб претерпели существенную эволюцию: от увлечения идеалами Великой франц. буржуазной революции в ранний период до разработки идеи национальности как коллективной личности, имеющей своё особое призвание. Эта идея была развита Фихте Иоганн Готлиб в период борьбы с Наполеоном и нашла своё выражение в «Речах к немецкой нации» (1808), в которых Фихте Иоганн Готлиб призывал соотечественников к объединению; средством обрести политическую самостоятельность он считал укрепление нравственных убеждений и реформу образования. В нации, по Фихте Иоганн Готлиб, должно быть воспитано сознание своего назначения и долга. Идея назначения отдельных наций завершается в философии истории Фихте Иоганн Готлиб История человечества, по Фихте Иоганн Готлиб, есть процесс развития от состояния первоначальной невинности (бессознательного господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность, характерные для современной ему эпохи, к сознательному царству разума. Важнейшую роль при этом Фихте Иоганн Готлиб отводил философии, которая только и может обеспечить сознательное подчинение индивида нравственным законам.

  Философия Фихте Иоганн Готлиб оказала большое влияние на развитие нем. классического идеализма – раннего Фихте Иоганн Готлиб В. Шеллинга и отчасти Г. Гегеля, а также на формирование философско-эстетических идей йенских романтиков (см. Романтизм). В дальнейшем Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Фихте Иоганн Готлиб, подвергли его философию разносторонней критике. Критическая оценка философии Фихте Иоганн Готлиб была дана классиками марксизма, которые показали, что учение Фихте Иоганн Готлиб о субъекте есть «... метафизически переряженный дух в его оторванности от природы... « (Маркс К. и Энгельс Фихте Иоганн Готлиб, Соч., 2 изд., т. 2, с. 154).

 

  Соч.: SämtlicheWerke, Bd 1—8, В., 1845–1846; Werke, Bd 1—6, Lpz., 1908—12; Briefwechsel, Bd 1—2, Lpz., 1925; в рус. пер. — Назначение человека, СПБ, 1905; Основные черты современной эпохи, СПБ, 1906; Избр. соч., т. 1, [М.], 1916; Замкнутое торговое государство, М., 1923; О назначении ученого, М., 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии, М., 1937.

 

  Лит.: Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909; «Вопросы философии и психологии», 1914, кн. 122 (2); Вышеславцев Б., Этика Фихте, М., 1914; Ойзерман Т. И., Философия Фихте, М., 1962; Lask Е., Fichtes Idealismus und die Geschichte, Tübingen, 1914; Leon X., Fichte et son temps, t. 1—2, P., 1922—27; Medicus F., Fichtes Leben, 2 Aufl., Lpz., 1922; Heimsoeth H., Fichte, Münch., 1923; Ritzel W., Fichte's Religionsphilosophie, Stuttg., 1956; Willms B., Die totale Freiheit. Fichte's politische Philosophie, Köln, 1967; SchuIte G., Die Wissenschaftslehre des spaten Fichte, Fr./M., 1971; Schurr A., Philosophic als System bei Fichte, Schelling und Hegel, Stuttg. — Bad-Canstadt, 1974.

  П. П. Гайденко.

 

Так же Вы можете узнать о...


Синтетические кристаллы, кристаллы, выращенные искусственно в лабораторных или заводских условиях.
СССР. Наука   Наука
Тарасов Николай Никифорович [р. 24.11(7.12).
Трипаносомы (Trypanosoma), род простейших класса жгутиковых.
Фатали-хан (1736–1789), правитель Кубинского ханства с 1758.
Хаунслоу (Hounslow), городской округ в составе Большого Лондона, в Великобритании.
Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, — 15(27).
Эберс Георг Эберс (Ebers) Георг (1.3.1837, Берлин, — 7.8.
Ямагата Аритомо (14.6.1838, префектура Ямагути, — 1.
Амазонас (Amazonas), Амазонка, штат на северо-западе Бразилии, на Амазонской низменности.
Африкантроп (от Африка и греч. anthropos — человек), африканский древний человек, или человек из Эяси, представитель палеоантропов.