Добролюбов Николай Александрович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДОБ
ДОВ
ДОГ
ДОД
ДОЕ
ДОЖ
ДОЗ
ДОИ
ДОЙ
ДОК
ДОЛ
ДОМ
ДОН
ДОО
ДОП
ДОР
ДОС
ДОТ
ДОУ
ДОФ
ДОХ
ДОЦ
ДОШ

Н. А. Добролюбов. Добролюбов Николай Александрович.

Н. А. Добролюбов.

Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, — 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—53). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету «Слухи», возглавлял борьбу студентов против реакционной администрации института. Уже в первые годы жизни в Петербурге проявились демократические настроения Добролюбов Николай Александрович; его резко враждебное отношение к самодержавию выражено в смелых революционных стихах: «На 50-летний юбилей Н. И. Греча» (1854), «Ода на смерть Николая I» (1855) и др., которые распространялись за пределами педагогического института. В 1856 Добролюбов Николай Александрович познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и вскоре стал их соратником по работе в журнале «Современник». В том же году он выступил в печати, а в 1857 начал постоянную работу в «Современнике». Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857—1859). В 1858 Добролюбов Николай Александрович опубликовал статьи, в которых обосновал свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды: «О степени участия народности в развитии русской литературы», «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым». Эти статьи, охватывающие широкий круг актуальных литературно-общественных проблем, проникнуты духом воинствующего демократизма.

Титульный лист 1-го издания Сочинений Н. А. Добролюбова. СПБ. 1862. Добролюбов Николай Александрович.

Титульный лист 1-го издания Сочинений Н. А. Добролюбова. СПБ. 1862.

  В условиях общественного подъёма конца 50-х гг. становилась всё более определённой революционно-демократическая позиция Добролюбов Николай Александрович, нашедшая своё выражение как в литературно-критических статьях, так и в публицистических выступлениях против дворянско-буржуазного либерализма: «Литературные мелочи прошлого года» (1859), фельетоны и стихотворные пародии в «Свистке» — сатирическом отделе «Современника». В 1859—60 появились статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве» (о пьесах А. Н. Островского), «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»); опираясь на реалистические картины жизни и типические образы, созданные писателями, Добролюбов Николай Александрович клеймил деспотизм и крепостнический уклад, сравнивая его с тюрьмой, в которой гибнет всё живое; осуждал бездействие, безволие и пассивность («обломовщина»); указывал на неизбежность появления нового героя — деятеля и борца — в русской жизни и литературе («русский Инсаров»). Он призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений (статья «Черты для характеристики русского простонародья», 1860, и др.). В. И. Ленин высоко ценил литературно-критические работы Добролюбов Николай Александрович

  Добролюбов Николай Александрович развивал эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Свой метод художественного анализа он называл «реальной критикой». Руководствуясь этим методом, он стремился «... толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач» (Собрание соч., т. 6, 1963, с. 98). Критерий правды был важнейшим для Добролюбов Николай Александрович Особенность его критического искусства — в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила. Всей силой своего таланта Добролюбов Николай Александрович отстаивал принципы реализма и народности литературы, защищал идею её высокой гражданственности. Общественное служение было для Добролюбов Николай Александрович высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал искусство, лишённое прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием «праздных ленивцев». Страстный полемист, Добролюбов Николай Александрович пользовался разнообразными критическими жанрами и сатирическими приёмами (ироническое восхваление, критический фельетон, язвительная пародия в стихах и прозе) в борьбе против поверхностно-обличительной литературы, эпигонской поэзии, реакционной журналистики.

  В мае 1860 Добролюбов Николай Александрович по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходили события, связанные с национально-освободительным движением под руководством Дж. Гарибальди. Эти события дали материал для серии статей Добролюбов Николай Александрович, в которых он, используя опыт итальянской революции, разоблачал антинародный характер буржуазного либерализма и прославлял республиканцев («Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» и др.). В июле 1861 Добролюбов Николай Александрович вернулся на родину, не поправив здоровья. Острый туберкулёзный процесс, напряжённая работа, крушение революционных надежд в связи с усилением политической реакции свели его в могилу.

  Наряду с Чернышевским Добролюбов Николай Александрович был глашатаем идей крестьянской революции в России, страстным защитником народных интересов. Содержание его деятельности определяется последовательным отрицанием монархии и крепостнической системы, в которой он видел основную причину отсталости России, борьбой за демократическую революцию, за экономическое и культурное развитие страны, за широкое просвещение народа. Добролюбов Николай Александрович не был сторонником развития России по капиталистическому пути. Хотя в ряде работ (« Роберт Овэн и его попытки общественных реформ», рецензия на книгу «От Москвы до Лейпцига» И. Бабста и др.) Добролюбов Николай Александрович указывал на относительную прогрессивность капиталистической системы хозяйства по сравнению с крепостнической, он стремился найти для России такую форму экономического развития, которая обеспечила бы развитие крупного производства и исключила возможность капиталистической эксплуатации трудящихся. По его мнению, такой формой могли быть промышленно-земледельческие ассоциации, организуемые на базе крестьянских общин после перехода власти к трудящимся в результате народной революции. В основе материалистических убеждений Добролюбов Николай Александрович, сложившихся под влиянием отечественных традиций (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский) и западноевропейских философских учений (Л. Фейербах, Р. Оуэн и др.), лежала вера в зреющие силы народа, в успех крестьянской революции, которую должна возглавить разночинная интеллигенция.

  Т. о., Добролюбов Николай Александрович был социалистом-утопистом и просветителем, но его утопизм соединялся со стремлением к практическим действиям (из писем Добролюбов Николай Александрович видно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе), а просветительство носило активно-деятельный характер.

  В отличие от официальной науки, Добролюбов Николай Александрович в своих исторических работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её основную движущую силу в народных массах. Добролюбов Николай Александрович признавал закономерность исторического развития, но исторический прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Добролюбов Николай Александрович понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между «аристократией» и «демократией» и рассматривал «уничтожение дармоедов и возвеличивание труда» как постоянную тенденцию истории; он отмечал, что на протяжении тысячелетий «... только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации» (там же, т. 5, 1962, с. 460). В исторических воззрениях Добролюбов Николай Александрович содержались материалистические тенденции. Он указывал на «нужду и голод» как на причины борьбы народов против угнетателей.

  Литературная деятельность Добролюбов Николай Александрович оставила яркий след в истории русской критики, эстетики, публицистики, оказала глубокое воздействие на многие поколения революционеров. В 1901 В. И. Ленин указывал (в связи с 40-летием со дня смерти критика), что Добролюбов Николай Александрович дорог «... всей образованной и мыслящей России...», как «... писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против “внутренних турок” — против самодержавного правительства» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 5, с. 370). Ф. Энгельс писал, что в России «... была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 147). К. Маркс говорил, что ставит Добролюбова как писателя «... наравне с Лессингом и Дидро» (там же, т. 33, с. 266).

  Советская наука много сделала для изучения жизни и деятельности Добролюбов Николай Александрович, как и других революционных демократов. Собрано и научно прокомментировано его литературное наследие (в том числе письма). Ряд работ посвящён характеристике эстетической концепции критика, его пониманию реализма и народности искусства. Изучены также философские, экономические, исторические, педагогические взгляды Добролюбов Николай Александрович, что позволило с большой полнотой определить его историческую роль как одного из предшественников социал-демократии в России.

  Могила Добролюбов Николай Александрович — на Волковом кладбище в Ленинграде (рядом с могилой Белинского, на Литераторских мостках).

 

  Соч.: Сочинения, [под ред. Н. Г. Чернышевского], т. 1—4, СПБ, 1862; Полн. собр. соч., под ред. П. И. Лебедева-Полянского, т. 1—6, М.—Л., 1934—41; Собр. соч., т. 1—9, М.—Л., 1961—64; Полн. собр. стихотворений, сост. и вступ. ст. Б. Я. Бухштаба, Л., 1969.

 

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О литературе, М., 1958; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Чернышевский Н. Г., Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, М., 1890; Боровский В. В., Н. А. Добролюбов, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Евгеньев-Максимов В. Е., «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Бурсов Б. И., Вопросы реализма в эстетике революционных демократов, М., 1953; Жданов В. В., Добролюбов, 3 изд., М., 1961; Хессин Н., Экономические вопросы в произведениях Н. А. Добролюбова, в кн.: История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Иллерицкий В. Е., Исторические взгляды русских революционных демократов, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960; Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников, Л., 1961; Рейсер С. А., Летопись жизни и деятельности Н. А. Добролюбова, М., 1953; Рыскин Ю. Добролюбов Николай Александрович, Н. А. Добролюбов. Указатель литературы 1917—1960, М., 1961.

  В. В. Жданов.

 

Так же Вы можете узнать о...


Ленинграда пик, вершина в восточной оконечности хребта Петра Первого, у стыка с хребтом Академии наук в Таджикской ССР.
Меркурий (мифологич.) Меркурий, в древнеримской мифологии бог торговли, покровитель путешественников.
Николаевка (пос. гор. типа в Еврейской авт. обл.) Николаевка, посёлок городского типа в Смидовичском районе Еврейской автономной области Хабаровского края РСФСР.
Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя.
Птицы-носороги (Bucerotidae), семейство птиц отряда ракшеобразных.
Сверхтекучесть, особое состояние квантовой жидкости, находясь в котором жидкость протекает через узкие щели и капилляры без трения; при этом протекающая часть жидкости обладает равной нулю энтропией.
Степанищев Михаил Тихонович [29.11(12.12).1917, деревня Первое Колесово, ныне Задонского района Липецкой области, — 8.
Трудовая народно-социалистическая партия, одно из названий мелкобуржуазной партии народных социалистов в России; существовала в 1917—18.
Хашури, город (с 1921), центр Хашурского района Грузинской ССР.
Шумы атмосферы ,флуктуации электрические в приёмной антенне, обусловленные тепловым излучением земной атмосферы в радиодиапазоне, ухудшающие качество радиоприёма (порождают акустические шумы, ложные сигналы, понижают точность измерений и т.
Алецитальные яйца (от греч. а — отрицательная частица и lékithos — яичный желток), буквально безжелтковые яйца.