Государственная школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Государственная школа, основное направление в русской буржуазной историографии 2-й половины 19 в. Представители Государственная школа считали главной силой в истории надклассовое государство, выражающее якобы интересы общества в целом. Употребляемый также термин «юридическая школа» отражает характерное для поздних представителей Государственная школа преобладающее обращение к юридическому законодательному материалу. Теоретико-философской основой Государственная школа являлась реакционная сторона идеалистической философии Г. Гегеля с её апологией монархического государства. В отличие от исторической школы С. М. Соловьева, Государственная школа означала отказ либерально-буржуазной историографии от идеи исторической закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин сформулировал в конце 50-х гг. 19 в. основные положения Государственная школа: 1) утверждение государства как движущей силы русской истории; 2) обоснование его господствующей роли в русской истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление истории России истории др. народов, прежде всего Западной Европы (сборник «Опыты по истории русского права», 1858, и др.). Создалась классическая формула Государственная школа о «закрепощении и раскрепощении сословий государством» как определение социального содержания русской истории. Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве». Этому противопоставлялась организующая роль государства, которое образовывало сословия и закрепляло их на службе общественным интересам. Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только государством. В этом выводе отразились стремления русской буржуазии к реформам, осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократическую революцию в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин, в конце 60-х гг. к Государственная школа примкнул В. И. Сергеевич, для которого характерна подмена комплексных исторических процессов законченными юридическими формулами и неизменными юридическими отношениями. Теории Государственная школа следовали А. Д. Градовский, И. И. Дитятин и многие др. буржуазные историки. Отказ от принципа закономерности послужил основой для сближения с Государственная школа М. П. Погодина, признавшего её положения в своих поздних работах («Древняя русская история до монгольского ига», т. 1—3, 1871). Отдельные положения Государственная школа нашли отражение в работах С. М. Соловьева, принявшего в последний период деятельности тезис о «закрепощении и раскрепощении сословий», но сохранившего до конца основной принцип единства внутренней закономерности и органичности исторического развития.

  В дальнейшем представители Государственная школа пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Государственная школа стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Государственная школа детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Государственная школа в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

 

  Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1—2, М., 1955—60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941.

  Н. Л. Рубинштейн.

 

Так же Вы можете узнать о...


Квалиметрия (от лат. qualis — какой по качеству и .
Народная партия Панамы (НПП; Partido del Pueblo de Panama), создана 4 апреля 1930 в результате слияния существовавших с 20-х гг.
Сахаров Андрей Дмитриевич (р. 21.5.1921, Москва), советский физик, академик АН СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962).
Хронический, затяжной или периодически возобновляющийся, длительный, непрекращающийся, постоянный.
Бородино (село в Московской обл.) Бородино, село в Московской области, в 124 км западнее Москвы и 12 км западнее Можайска, на р.
Зевгиты (греч. Zeugitai, от zeugos — парная упряжка волов), в древних Афинах третья цензовая группа (после пентакосиомедимнов и всадников) по реформе Солона (594/593 до н.
Манама, столица и главный экономический центр Бахрейна.
Производительная сила труда, см. в статье Производительность труда.
Тыквина (pepo), многосемянный плод растений семейства тыквенных (тыква, дыня, арбуз и др.
Апликата (от лат. applicata, буквально — приложенная), одна из декартовых координат точки в пространстве; обозначается большей частью буквой z.
Дайка (от англ. dike или dyke, буквально — преграда, стена из камня), интрузивное магматическое тело, ограниченное параллельными плоскостями и секущее вмещающие Д.
«Кролиководство и звероводство», массово-производственный журнал министерства сельского хозяйства СССР.