Ключевский Василий Осипович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КЛА
КЛД
КЛЕ
КЛЁ
КЛИ
КЛО
КЛУ
КЛЫ
КЛЭ
КЛЮ
КЛЯ

В. О. Ключевский. Ключевский Василий Осипович.

В. О. Ключевский.

Ключевский Василий Осипович [16(28).1.1841, с. Вознесенское Пензенской губернии, — 12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник», в 1882 — докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности. С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905).

  Политические взгляды Ключевский Василий Осипович развивались в буржуазно-либеральном направлении, постепенно приближаясь к позициям правого крыла партии кадетов. Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. Ключевский Василий Осипович едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца 19 в. начал поддерживать монархию.

  В 1860-х гг. на формирование исторических взглядов Ключевский Василий Осипович определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности. Он начал интересоваться историей народа, его хозяйством и бытом, под влиянием С. М. Соловьева придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. В отличие от Соловьева и представителей т. н. государственной школы, Ключевский Василий Осипович, особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Уже в «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» (1866) Ключевский Василий Осипович отвёл много места описанию занятий населения. В работе «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867—68) и в монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871) Ключевский Василий Осипович, в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии «Боярская дума Древней Руси» (1882) Ключевский Василий Осипович пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10—18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. Ключевский Василий Осипович стремился проанализировать процесс развития общественных классов [по его терминологиипромышленный класс (военно-торговая аристократия), служилый класс (княжеская дружина)], их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны. Развитие классов Ключевский Василий Осипович связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако Ключевский Василий Осипович не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.

  Откликаясь на злободневные проблемы своего времени, Ключевский Василий Осипович в ряде исследовательских работ («Происхождение крепостного права в России», 1885, «Подушная подать и отмена холопства в России», 1885, и др.), рецензий и публицистических статей разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России — причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т.п. Ключевский Василий Осипович считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. Ключевский Василий Осипович не видел классовой сущности процесса закрепощения и недооценивал роль феодального государства в развитии системы феодальных социально-экономических отношений. Тем не менее, его мысль о развитии законодательных норм под воздействием социально-экономических явлений была новой, имевшей положительное значение.

  К концу 19 в. в русской буржуазной науке стали заметны явления кризиса, который отразился и на деятельности Ключевский Василий Осипович В работе «Состав представительства на земских соборах Древней Руси» (1890—92) обнаружилось сближение Ключевский Василий Осипович с государственной школой. В работах «Императрица Екатерина II. 1796—1896» (1896) и «Петр Великий среди своих сотрудников» (1901) Ключевский Василий Осипович идеализирует этих исторических деятелей.

  В Московском университете Ключевский Василий Осипович читал с начала 80-х гг. общий курс истории России с древнейших времён до 19 в. Курс Ключевский Василий Осипович — единственная в русской буржуазной историографии попытка путем постановки основных (по мысли Ключевский Василий Осипович) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. В основе методологии и исторической концепции Ключевский Василий Осипович лежали позитивистские взгляды (см. Позитивизм). Ключевский Василий Осипович попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов — географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Он стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, но его эклектическое признание множественности равнозначных сил («личность», «общество», «природа»), в различном сочетании определявших в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории, следование идеям эволюционизма приводили к идеалистическим выводам, смыкавшимся, в конце концов, с положениями государственной школы. Ключевский Василий Осипович отрицал последовательную смену социально-экономических формаций (в частности, наличие в России феодализма); основным критерием при установлении периодизации для него были этапы колонизации русским народом Восточно-Европейской равнины; в каждом из них он усматривал два наиболее характерных момента — политический и экономический, причём в первом случае он отводил решающее значение внешней опасности, а во втором — лишь смене господствующих форм хозяйственной деятельности. Имя Ключевский Василий Осипович пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором. В своих трудах Ключевский Василий Осипович проявил себя великолепным стилистом.

  Соч.: Соч., т. 1-8, М., 1956—59; Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968.

 

  Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2—3, М., 1960—63; В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания, М., 1912; Астахов В. И., В. О. Ключевский — выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.; Курс лекций по русской историографии, ч. 2, Хар., 1962; Зимин А. А., Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 69, М., 1961; Киреева Р. А., В. О. Ключевский как историк русской исторической науки, М., 1966; Чумаченко Э. Г., В. О. Ключевский — источниковед, М., 1970; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965, с. 295—98.

  В. А. Александров.

Так же Вы можете узнать о...


Кукулевич-Сакцинский Иван Кукулевич-Сакцинский (Kukuljević-Sakcinski) Иван (29.
Ландслаг (швед. Landslag, от land — страна и lag — закон), свод законов средневековой Швеции.
Ли Юань-хун (19.10.1864, у. Хуанпи, пров. Хубэй, — 3.
Лубумбаши (Lubumbashi), до 1966 — Элизабетвиль, город в Республике Заир, административный центр провинции Шаба (Катанга).
Малага (город в Испании) Малага (Malaga), город на юге Испании, в Андалусии.
Матросов Владимир Мефодьевич (родился 8.5.1932, село Шипуново Алтайского края), советский специалист в области теоретической механики и прикладной математики, член-корреспондент АН СССР (1976).
Метастабильное состояние квантовых систем, возбуждённое состояние атомных систем (атомов, молекул, атомных ядер), которые могут существовать длительное время и, т.
Моанда, город в Габоне; см. Мванда.
Мраморный оникс, карбонатная порода, плотная мелкокристаллическая, полупрозрачная, слоисто-натёчная; состоит в основном из кальцита, иногда вместе с арагонитом.
Нарынтау, горный хребет во Внутреннем Тянь-Шане, в Киргизской ССР.
Ниигата (префектура в Японии) Ниигата, префектура в Японии, на острове Хонсю, у побережья Японского моря.