Государственные трудовые резервы СССР

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ГА ГБ ГВ ГД ГЕ ГЁ ГЖ ГЗ ГИ ГЛ ГМ ГН ГО ГП ГР ГС ГУ ГХ ГЫ ГЬ ГЭ ГЮ ГЯ
ГОА
ГОБ
ГОВ
ГОГ
ГОД
ГОЖ
ГОЗ
ГОЙ
ГОК
ГОЛ
ГОМ
ГОН
ГОО
ГОП
ГОР
ГОС
ГОТ
ГОУ
ГОФ
ГОХ
ГОЦ
ГОЧ
ГОШ
ГОЩ
ГОЭ
ГОЯ

Государственные трудовые резервы СССР, система организованной подготовки новых рабочих из городской и сельской молодёжи, призванная создавать необходимые трудовые резервы для отраслей народного хозяйства. 2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей Г. т. р. — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений: 1) ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.; 2) ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта; 3) школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела. Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения Г. т. р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г. т. р. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г. т. р. были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.

  В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал. Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др. По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г. т. р. прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.

  Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Г. т. р., так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения Г. т. р. были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (см. Профессионально-техническое образование в СССР).

  В. Б. Белкин.

 

Так же Вы можете узнать о...


Тэгу, город в Южной Корее. Административный центр провинции Кёнсан-Пукто.
Мишулин Александр Васильевич [18(31).8.1901, Мелекесс, ныне Димитровград Ульяновской обл.
Ганземан Давид Ганземан, Ханземан (Hansemann) Давид (12.7.1790, Финкенвердер, — 4.
Торонто (Toronto), город на В. Канады, административный центр провинции Онтарио.
Менкере, Мэнгкэрэ, река в Якутской АССР, правый приток р.
Воспитательное общество благородных девиц, первое в России женское среднее учебное заведение.
Теологическое образование, система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях.
Марков Андрей Андреевич (русский математик) Марков Андрей Андреевич [2(14).6.1856, Рязань, — 20.
Винавер Максим Моисеевич (1862 или 1863, Варшава, — 1926, Ментон-Сен-Бернар, Франция), один из основателей партии кадетов и член её ЦК, видный деятель ряда европейских буржуазно-националистических организаций.
«Сын отечества» ,
Ляльмикар, посёлок городского типа в Джаркурганском районе Сурхандарьинской области Узбекской ССР.
Василистник (Thalictrum), род многолетних травянистых растений семейства лютиковых.
Стереомодель, объёмный (рельефный) образ объекта или участка местности, возникающий у наблюдателя при рассматривании двух плоских перспективных изображений, полученных с различных точек пространства.
Линёво, посёлок городского типа в Жирновском районе Волгоградской области РСФСР.
Бугорчатка, устаревшее название туберкулёза.
Сосновка (пос. гор. типа в Чувашской АССР) Сосновка, посёлок городского типа в Чувашской АССР, подчинён Московскому райсовету г.
Лариса (Larisa), город в Греции, в Фессалии, на р.
Бодайбо, город в Иркутской области РСФСР. Пристань на правом берегу р.