Данте Алигьери

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДАБ
ДАВ
ДАГ
ДАД
ДАЕ
ДАЖ
ДАИ
ДАЙ
ДАК
ДАЛ
ДАМ
ДАН
ДАО
ДАП
ДАР
ДАС
ДАТ
ДАУ
ДАФ
ДАХ
ДАЦ
ДАЧ
ДАШ
ДАЮ
ДАЯ

Данте Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция, — 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Данте Алигьери, испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы «дольче стиль нуово», воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

Данте. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Божественная комедия<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Ад<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Гравюра на дереве по рис. Г. Доре. 1861. (По изд. 1884). Данте Алигьери.

Данте. «Божественная комедия». «Ад». Гравюра на дереве по рис. Г. Доре. 1861. (По изд. 1884).

Данте. Данте Алигьери.

Данте.

Данте. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Божественная комедия<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. <span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>«</span>Рай<span style='font-family:Arial;layout-grid-mode:line'>»</span>. Шмуцтитул М. И. Пикова. Гравюра на дереве. 1959. (По изд. 1961). Данте Алигьери.

Данте. «Божественная комедия». «Рай». Шмуцтитул М. И. Пикова. Гравюра на дереве. 1959. (По изд. 1961).

  Данте Алигьери активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии «белых» гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). После победы «чёрных» гвельфов (партии городского дворянства) Данте Алигьери был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от «белых» и стал, по его выражению, «сам себе партией». Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменен в 1966!). Последние 6 лет жизни Данте Алигьери провёл в Равенне.

  К 1304—07 относятся трактаты Данте Алигьери «О народной речи» на латинском языке и «Пир», включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом философской прозы на народном итальянском языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирическим элементом — страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате «О народной речи» Данте Алигьери говорит о родстве романских языков и об итальянских диалектах.

  Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянского нации — всё это привело к тому, что Данте Алигьери возложил надежды на германского императора Генриха VII, вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Данте Алигьери видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, которому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на латинском языке 3 послания (1310—11). В политическом трактате «О монархии» (1312—13) на латинском языке. Данте Алигьери защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

  Вершина творчества Данте Алигьери — поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

  Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Данте Алигьери, воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) — подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях «Рая» Беатриче сменяет третий вожатый Данте Алигьери — Бернар Клервоский, богослов-мистик 13в.

  В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте Алигьери Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Данте Алигьери к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Данте Алигьери придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте Алигьери размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

  Там, где Данте Алигьери излагает схоластические тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников «Ада»— трагические фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино. Поэзия «Чистилища» посвящена лирическому изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В «Раю» же поэтизируются отвлечённые философские представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Данте Алигьери — человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Данте Алигьери выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

  Данте Алигьери — создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладет тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм. Данте Алигьери, как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая её исторические чаяния. Он, по определению Энгельса, — «...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Данте Алигьери оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. Ему посвящена обширная литература. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

 

  Соч.: Le opere, testo critico della Societa dantesca italiana, a cura di М. Barbi [e. a.], Firenze, 1921; Tutte le opere, a cura di F. Chiapelli, Mil., 1965; La divina commedia, a cura di N. Sapegno, v. 1—3, Firenze, 1955—57; в рус. пер. — Божественная комедия, пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова, В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Солоновича, А. Габричевского, М., 1968; Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.

 

  Лит.: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.—Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Данте Алигьери Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Годенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей] , М., 1967: Дантовские чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы. [в. 1—2], М., 1968—71 (см. библ. советской дантологии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1): Алексеев М. П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Göttliche Komödie.Bd 1—2, Heidelberg, 1907—10; Carducci G., Dante e l'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908: Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi B., Dante e la cultura medievale, 2 ed. , Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste. P., 1952; Apollonio М., Dante. Storia della «Commedia», 2 ed., pt 1-2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commento della «Divina Commedia», Firenze, 1955; Croce B., La poesia di Dante, [9 ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Guida a Dante, Firenze, 1962; Auerbach E., Studi su Dante, Mil., 1963; Attidel Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1—2, Firenze, 1965—66; Pagliaro A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1—2, Messina — Firenze, [1967]; Rossi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969.

  Библиографические издания: Данте в СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918—1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

  Н. Г. Елина.

 

Так же Вы можете узнать о...


Томбалбай Н'Гарта Томбалбай (Tombalbaye) Н'Гарта (до 1973 носил имя Франсуа) (15.
Центральная студия детских и юношеских фильмов имени М.
Адиб Нишабури Мирза Абдул Джавад ибн Мулла Аббас Адиб Нишабури, Мирза Абдул Джавад ибн Мулла Аббас (1867, Нишапур, — 1926, Мешхед), иранский поэт и учёный.
Боковой хребет, горный хребет Большого Кавказа, протягивающийся с северной стороны параллельно Главному, или Водораздельному, хребту.
Геодезические и картографические журналы, периодические научные издания, освещающие вопросы геодезии, картографии, фотограмметрии, космической геодезии, внешнего гравитационного поля Земли и смежных областей науки.
Ёмкостное сопротивление, см.Сопротивление ёмкостное.
Киенг-Кюель, озеро в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР.
Лилберн Джон Лилберн (Lilburne) Джон (около 1614, Гринвич, — 29.
Наваха (исп. navaja), в Испании род холодного оружия — длинный складной нож.
Пивденное, город (с 1963) в Харьковском районе Харьковской области УССР.
Русский военно-морской флот, морские военные флоты и военные флотилии в России до Великой Октябрьской социалистической революции.
Сумчатый волк (Thylacinus cynосерhalus), млекопитающее семейства хищных сумчатых.
Форма слова ,
Эллипсоид (от эллипс и греч. eidos — вид), замкнутая центральная поверхность второго порядка.
Баланда, река в Саратовской области РСФСР, правый приток р.
Военная наука, система знаний о подготовке и ведении войны государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей.
Десиканты (от лат. desicco — высушиваю), химические препараты для подсушивания растений на корню (см.
Кагор (десертное вино) Кагор, десертное вино, приготовляемое из красных сортов винограда (Каберне, Саперави и др.