Джами Абдуррахман Нураддин ибн АхмадБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад (7.11.1414, Джам, близ Нишапура, Хорасан, — 9.11.1492, Герат), персидский и таджикский философ и писатель. Считается завершителем классического периода поэзии на языке фарси. Родился в семье влиятельного духовного лица. Получив образование в Герате и Самарканде, Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад отказался от придворной карьеры и примкнул к суфийскому ордену «накшбандийе» (см. Суфизм), привлекшему поэта своими призывами к деятельному добру. В 1456 наследовал тестю в должности гератского главы ордена. К раннему периоду творчества Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад относятся прозаические суфийские трактаты, 1-я часть (1472) поэмы «Золотая цепь» (своего рода энциклопедия накшбандизма), а также такие светские произведения, как трактаты о рифме и метрике, руководство по составлению стихотворных ребусов (му'амма) — труднейшему искусству, получившему широкое распространение в 15 в. Приход к власти (1468) Султан-Хусейна Байкары, визиром которого был ученик и покровитель Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Алишер Навои, значительно укрепил положение Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Период расцвета его литературной деятельности, наступивший после 1474, открывается религиозно-философскими касыдами «Море тайн» (1475) и «Сияние духа», в которых Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад осуждает рационализм Ибн Сины, и сборником биографий суфийских святых «Дуновения дружбы из обители святости» (1476—78). В 1480—87 Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад завершает цикл поэм «Семь корон» («Созвездие Большой Медведицы»). В вошедших в него поэмах «Саламан и Абсаль», «Юсуф и Зулейха» и «Лейли и Меджнун» поэт использует классический жанр любовной повести для изложения суфийского учения о преодолении плотской любви на пути к истинной, т. е. божественной, любви. Поэма «Дар благородным» (1481—82) включает 20 притч, содержащих обличение произвола властей и лицемерия духовенства. Поэмы «Чётки праведников» (1482—83) и «Золотая цепь» (ч. 2—3, 1485—86) примечательны разоблачением шарлатанства в суфизме и призывами к мудрому и гуманному управлению страной. Заключает цикл «Книга мудрости Искандара» (1486—87) — поэтический ответ на «Искандар-наме» Низами. Последние годы жизни Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад ознаменованы созданием «Бахаристана» (1487), трёх лирических диванов (1479—91) и «Трактата о музыке». Задуманный как ответ на «Гулистан» Саади «Бахаристан» состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое творчество Джами Абдуррахман Нураддин ибн Ахмад оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих др. литератур мусульманского мира.
Соч.: Бахаристан (текст и нем. пер. О. Н. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Куллият, Таш., 1907; Нäфäхат-ол-онс, Тегеран, 1336 г. с. х. (1958); Асархон мунтахаб, ч. 1—5, Душанбе, 1964; в рус. пер. — Избранное, М., 1955; Трактат о музыке, Таш., 1960; Юсуф и Зулейха, М., 1964; Саламан и Абсаль, Душанбе, 1967.
Лит.: Бертельс Е. Э., Навои и Джами, М., 1965; А. Джами. Сб. статей, Душанбе, 1965; Рукописи произведений Абдаррахмана Джами в собрании Института востоковедения АН Узб. ССР, Таш., 1965; Брагинский И. С., 12 миниатюр, [М., 1966]; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипки, М., 1970; Хекмат А. А., Джами, Тегеран, 1320 г. с. х. (1941).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|